в. Исаак – под действием благословения, полученного Авраамом (26:1-33)
Быт. 26:1-5. Некоторые полагают, что история посещения Исааком Авимелеха в Гераре была перепутана преданием с теми случаями, когда в Египет (12:10-20) и в Герар к Авимелеху приходил Авраам. Но правильнее думать, что этот и другие лейтмотивы повторяются в Священном Писании намеренно – чтобы показать, что благословение, полученное патриархом, переходило и на его потомков. В самом деле, в жизнеописаниях Авраама и Исаака не трудно обнаружить множество параллельных мест Это:
а) голод (сравните 12:10);
б) план ухода в Египет, который Бог разрешил осуществить Аврааму, но не позволил Исааку (сравните 12:11);
в) пребывание в Гераре (сравните 20:1);
г) ложь относительно жены, из страха представленной как «сестра» (сравните 12:12-13; 20:2, 11);
д) необычайная красота жены (сравните 12:11,14);
е) встревоженность Авимелеха тем, как бы замужняя женщина не была вовлечена в грех прелюбодеяния (сравните 20:4-7), и ж) укоры Авимелеха (сравните 20:9-10).
Возможно, Авимелех в 26:1 – не то же самое лицо, что Авимелех в двадцатой главе, – ведь между событиями, описанными в этих главах, проходит примерно девяносто лет. К тому же самое слово «Авимелех» соответствовало титулу (такому же, как «фараон» или «царь»). Может быть, титулом являлся и «Фихол» (Быт. 26:26), хотя прямых доказательств этому нет. Но Фихол, упоминаемый в этой главе, мог быть и тезкой Фихолу, жившему ранее (21:22,32).
Авраама на земле больше не было. Он умер! Что же с обетованием, полученным им? Риторическими приемами в главе 26 подчеркивается, что восприемником его сделался Исаак. Главная идея стихов 1-11 состоит в том, что потомки Авраама, послушного слуги Божьего, будут благословляемы благодаря ему, однако, при условии, что и они будут веровать.
Бог обещал Исааку, как обещал его отцу, что не оставит его, что благословит и отдаст ему и сынам его земли, по которым он ныне странствует, что потомство его сделает многочисленным, как звезды небесные (сравните 12:2-3; 15:5-8; 17:3-8; 22:15-18; 28:13-14). Все это за то, говорит Господь, что Авраам послушался гласа Его и соблюдал заповеди его, повеления уставы и законы.
Перед читателем – принятая в ветхозаветное время «юридическая терминология», и израильтянам не сложно было увидеть соответствие ее языку их Торы; это не могло не стимулировать их к повиновению закону, смысл которого, в сущности, сводился к необходимости слушаться слова Божьего. Авраам же познал, что такое послушание свидетельствует об истинности веры.
Быт. 26:6-11. Исаак в Гераре так же обманул Авимелеха, как в свое время его отец, чем вызвал нарекания со стороны языческого царя, что вот, мол, едва не ввел одного из его подданных в грех прелюбодеяния, заслуживавший наказания смертью и по понятиям Авимелеха (стихи 10-11). Эти стихи должны были еще раз напомнить Израилю, насколько важно для сохранения народа блюсти устои брака.
Коль скоро они рушатся, разрушается и общество (если бы тогда распался брак Исаака, народ израильский не возник бы). (Заметим, что, в отличие от Сарры, Ревекка, очевидно, не была взята Авимелехом в гарем, но, хотя она оставалась в доме своего мужа (стих 8), тот выдавал ее за сестру, дабы «не подвергнуться опасности» со стороны кого-либо из жителей Герара, пожелавшего бы Ревекку прекрасную видом.)
Здесь снова привлекает внимание игра слов. В русском тексте Библии сказано: Исаак играет с Ревеккою (стих 8). При более точном переводе не «играет», а «ласкает» (месахек); это слово созвучно имени Исаак (йсхак), но также напоминает и о «насмешках» Измаила над Саррою (21:9), ибо «насмешка» тоже звучит по-еврейски как месахек. Подбор слов не случаен.
Моисей как бы говорит, что недостаточность веры у Исаака, выразившаяся в том, что он выдал свою жену за сестру, обернулась «насмешкой» над великим обетованием, запечатленным в его имени, над теми обещаниями согласно завету, которые были – по смерти Авраама даны ему (26:2-5). В самом страхе верующего заключена «насмешка» над верою, которая, будучи истинной, побуждает имеющего ее радостно (победно) смеяться (о значении имени «Исаак» в толковании на 21:6).
Быт. 26:12-22. Будучи временным жителем в земле обетованной, Исаак, тем не менее, богател и процветал, благословляемый Богом. И Филистимляне стали завидовать ему и завалили и засыпали землею все его колодцы. Здесь колодези (источники воды), будучи «преобладающим мотивом», опять-таки символизируют Божии благословения (сравните со спором Авраама с филистимлянами по поводу колодца в 21:25,30). Независимо от того, где копал Исаак и как часто заваливали филистимляне его колодцы, он опять раскапывал их и выкапывал новые (стихи 18-19). Ничто не могло приостановить действия Божьего благословения!
Изгнанный филистимлянами, Исаак расположился в долине Герарской и продолжал искать воду. Но и здесь враждовавшие с ним не оставляли его; жители Герара настаивали на том, что два из выкопанных Исааком трех колодцев принадлежат им. Это отразилось в названиях, которые дал Исаак источникам воды: Есек (спор, ссора), Ситна (ожесточенная вражда) и, наконец, Реховоф, что значит пространное место; в названии последнего колодца отражено торжество Божией заботы о благословляемых Им.
В борьбу с герарцами Исаак не ввязывался. Он уступал им один колодезь за другим, пока филистимляне не оставили его в покое.
Быт. 26:23-25. После того, как Исаак обосновался в Вирсавии явился ему Господь и вновь подтвердил, что Авраамов завет распространится на него (стихи 23-24). Исаак реагировал на это так же, как его отец: он воздвиг на том месте жертвенник и призвал имя Господа (сравните 12:7-8; 21:33).
Быт. 26:26-33. По разрешении конфликтов из-за источников воды явился к Исааку Авимелех с предложением мира и союза. Так же, как Авимелех, современник Авраама, признал, что с Авраамом – Бог (21:22), так и нынешний Авимелех признал, что Бог благословляет Исаака. Новый источник воды – свидетельство неиссякаемой Господней милости – Исаак назвал Шива (что значит «клятва» или «семь»), ведь союз между ним и Авимелехом был скреплен клятвой, схожей с той, что была произнесена Авраамом, в честь чего и получил тогда свое название город Вирсавия (Беэр-шива; 21:23-24). Этот «союз» следовало обновить Исааку, наследнику Авраамова благословения. Другим народам это возвещало на будущее: Божия рука почиет на «семени» Авраамовом, и им следует искать мира с Израилем, если и они хотят стать восприемниками благословений свыше.
г. Несостоятельность Исава (26:34-35)
Быт. 26:34-35. Примечательно, что невоздержанный в своей чувственности Исав женился (впечатление такое, что одновременно) на двух женщинах – хеттеянках (т. е. хананеянках) – на Иегудифе и Васемафе, и это сильно огорчило Исаака и Ревекку. Из этого короткого сообщения ясно, как мало подходил Исав, безразличный к чистоте своего потомства, для Божьего благословения, и сколь неразумным было желание Исаака благословить его (27:1-40). Позднее Исав женился на третьей жене, взяв в свой дом Махалафу, дочь Измаила (28:9).
в. Исаак – под действием благословения, полученного Авраамом (26:1-33)
Быт. 26:1-5. Некоторые полагают, что история посещения Исааком Авимелеха в Гераре была перепутана преданием с теми случаями, когда в Египет (12:10-20) и в Герар к Авимелеху приходил Авраам. Но правильнее думать, что этот и другие лейтмотивы повторяются в Священном Писании намеренно – чтобы показать, что благословение, полученное патриархом, переходило и на его потомков. В самом деле, в жизнеописаниях Авраама и Исаака не трудно обнаружить множество параллельных мест Это:
а) голод (сравните 12:10);
б) план ухода в Египет, который Бог разрешил осуществить Аврааму, но не позволил Исааку (сравните 12:11);
в) пребывание в Гераре (сравните 20:1);
г) ложь относительно жены, из страха представленной как «сестра» (сравните 12:12-13; 20:2, 11);
д) необычайная красота жены (сравните 12:11,14);
е) встревоженность Авимелеха тем, как бы замужняя женщина не была вовлечена в грех прелюбодеяния (сравните 20:4-7), и ж) укоры Авимелеха (сравните 20:9-10).
Возможно, Авимелех в 26:1 – не то же самое лицо, что Авимелех в двадцатой главе, – ведь между событиями, описанными в этих главах, проходит примерно девяносто лет. К тому же самое слово «Авимелех» соответствовало титулу (такому же, как «фараон» или «царь»). Может быть, титулом являлся и «Фихол» (Быт. 26:26), хотя прямых доказательств этому нет. Но Фихол, упоминаемый в этой главе, мог быть и тезкой Фихолу, жившему ранее (21:22,32).
Авраама на земле больше не было. Он умер! Что же с обетованием, полученным им? Риторическими приемами в главе 26 подчеркивается, что восприемником его сделался Исаак. Главная идея стихов 1-11 состоит в том, что потомки Авраама, послушного слуги Божьего, будут благословляемы благодаря ему, однако, при условии, что и они будут веровать.
Бог обещал Исааку, как обещал его отцу, что не оставит его, что благословит и отдаст ему и сынам его земли, по которым он ныне странствует, что потомство его сделает многочисленным, как звезды небесные (сравните 12:2-3; 15:5-8; 17:3-8; 22:15-18; 28:13-14). Все это за то, говорит Господь, что Авраам послушался гласа Его и соблюдал заповеди его, повеления уставы и законы.
Перед читателем – принятая в ветхозаветное время «юридическая терминология», и израильтянам не сложно было увидеть соответствие ее языку их Торы; это не могло не стимулировать их к повиновению закону, смысл которого, в сущности, сводился к необходимости слушаться слова Божьего. Авраам же познал, что такое послушание свидетельствует об истинности веры.
Быт. 26:6-11. Исаак в Гераре так же обманул Авимелеха, как в свое время его отец, чем вызвал нарекания со стороны языческого царя, что вот, мол, едва не ввел одного из его подданных в грех прелюбодеяния, заслуживавший наказания смертью и по понятиям Авимелеха (стихи 10-11). Эти стихи должны были еще раз напомнить Израилю, насколько важно для сохранения народа блюсти устои брака.
Коль скоро они рушатся, разрушается и общество (если бы тогда распался брак Исаака, народ израильский не возник бы). (Заметим, что, в отличие от Сарры, Ревекка, очевидно, не была взята Авимелехом в гарем, но, хотя она оставалась в доме своего мужа (стих 8), тот выдавал ее за сестру, дабы «не подвергнуться опасности» со стороны кого-либо из жителей Герара, пожелавшего бы Ревекку прекрасную видом.)
Здесь снова привлекает внимание игра слов. В русском тексте Библии сказано: Исаак играет с Ревеккою (стих 8). При более точном переводе не «играет», а «ласкает» (месахек); это слово созвучно имени Исаак (йсхак), но также напоминает и о «насмешках» Измаила над Саррою (21:9), ибо «насмешка» тоже звучит по-еврейски как месахек. Подбор слов не случаен.
Моисей как бы говорит, что недостаточность веры у Исаака, выразившаяся в том, что он выдал свою жену за сестру, обернулась «насмешкой» над великим обетованием, запечатленным в его имени, над теми обещаниями согласно завету, которые были – по смерти Авраама даны ему (26:2-5). В самом страхе верующего заключена «насмешка» над верою, которая, будучи истинной, побуждает имеющего ее радостно (победно) смеяться (о значении имени «Исаак» в толковании на 21:6).
Быт. 26:12-22. Будучи временным жителем в земле обетованной, Исаак, тем не менее, богател и процветал, благословляемый Богом. И Филистимляне стали завидовать ему и завалили и засыпали землею все его колодцы. Здесь колодези (источники воды), будучи «преобладающим мотивом», опять-таки символизируют Божии благословения (сравните со спором Авраама с филистимлянами по поводу колодца в 21:25,30). Независимо от того, где копал Исаак и как часто заваливали филистимляне его колодцы, он опять раскапывал их и выкапывал новые (стихи 18-19). Ничто не могло приостановить действия Божьего благословения!
Изгнанный филистимлянами, Исаак расположился в долине Герарской и продолжал искать воду. Но и здесь враждовавшие с ним не оставляли его; жители Герара настаивали на том, что два из выкопанных Исааком трех колодцев принадлежат им. Это отразилось в названиях, которые дал Исаак источникам воды: Есек (спор, ссора), Ситна (ожесточенная вражда) и, наконец, Реховоф, что значит пространное место; в названии последнего колодца отражено торжество Божией заботы о благословляемых Им.
В борьбу с герарцами Исаак не ввязывался. Он уступал им один колодезь за другим, пока филистимляне не оставили его в покое.
Быт. 26:23-25. После того, как Исаак обосновался в Вирсавии явился ему Господь и вновь подтвердил, что Авраамов завет распространится на него (стихи 23-24). Исаак реагировал на это так же, как его отец: он воздвиг на том месте жертвенник и призвал имя Господа (сравните 12:7-8; 21:33).
Быт. 26:26-33. По разрешении конфликтов из-за источников воды явился к Исааку Авимелех с предложением мира и союза. Так же, как Авимелех, современник Авраама, признал, что с Авраамом – Бог (21:22), так и нынешний Авимелех признал, что Бог благословляет Исаака. Новый источник воды – свидетельство неиссякаемой Господней милости – Исаак назвал Шива (что значит «клятва» или «семь»), ведь союз между ним и Авимелехом был скреплен клятвой, схожей с той, что была произнесена Авраамом, в честь чего и получил тогда свое название город Вирсавия (Беэр-шива; 21:23-24). Этот «союз» следовало обновить Исааку, наследнику Авраамова благословения. Другим народам это возвещало на будущее: Божия рука почиет на «семени» Авраамовом, и им следует искать мира с Израилем, если и они хотят стать восприемниками благословений свыше.
г. Несостоятельность Исава (26:34-35)
Быт. 26:34-35. Примечательно, что невоздержанный в своей чувственности Исав женился (впечатление такое, что одновременно) на двух женщинах – хеттеянках (т. е. хананеянках) – на Иегудифе и Васемафе, и это сильно огорчило Исаака и Ревекку. Из этого короткого сообщения ясно, как мало подходил Исав, безразличный к чистоте своего потомства, для Божьего благословения, и сколь неразумным было желание Исаака благословить его (27:1-40). Позднее Исав женился на третьей жене, взяв в свой дом Махалафу, дочь Измаила (28:9).