Прослеживая отдельные аспекты истории Израиля (от Авраама до начала скитаний евреев в пустыне), характер которых определяло Божие вмешательство, ибо это Он чудесным образом вел Свой народ – во исполнение обетований, которые дал ему по завету, – псалмопевец славит величие любви Господа к «помазанным» (стих 15) Его.
А. Хвала величию Господню (104:1-6)
Пс. 104:1-6. Призыв к славословию Господа и к возвещению в народах чудесных Его свершений («дел Его»). «Хвалиться именем Его святым» (стих 3) – то же, что возвещать о свойствах Божией личности, открытых людям. Ищущие приблизиться к Господу да радуются («веселятся») в сознании, что Он – истинно Всемогущий Бог (стих 3). Постоянно вспоминая все, что Он сотворил для Израиля, народ этот должен во всем полагаться только на Него: искать Господа и силы Его и лица Его всегда (стихи 4-5). Следует обращение к сынам Иакова, которых Господь избрал (стих 6).
Б. Хвала верности Его (104:7-41)
Пс. 104:7-15. Господь, чьи суды совершаются (в значении: чьи решения и справедливые воздаяния за добро и зло осуществляются) по всей земле, есть Бог наш, Который вечно помнит завет Свой с нами, – напоминает псалмопевец Израилю; не обязывает ли это нас тем более хранить верность Ему? – подразумевает он (стих 5 сопоставьте со стихом 8,42). Факты, на которые автор ссылается в стихах 8-11, запечатлены в ветхозаветной истории (Быт. 12:1-3; 15:18-21; 22:15-18; 28:13-15; 32:12).
Когда он говорит о начале образования Израиля как великого народа, находившегося под особым покровительством Господа и защитой Его (стихи 12-15), то, возможно, имеет в виду переход Авраама из Ура Халдейского в Харан (Быт. 11:31), Ханаан (Быт. 12:4-5), Египет (Быт. 12:10-20), а затем – на юг (т. е. в пустыню Негев); Быт. 20:1. «Помазанные Мои» в стихе 15 тождественно по смыслу «богоизбраным» и относится ко всему еврейскому народу.
Пс. 104:16-41. Продолжается перечисление фактов из еврейской истории в той последовательности, как они запечатлены в книгах Бытия и Исхода: о появлении евреев в Египте, возвышении Иосифа фараоном, о долговременном пребывании Израиля в Египте, где весьма размножил Бог народ Свой (стихи 16-24; сравните Быт. 37; 39-41; Исх. 1:6-14). «Землей Хамовой» в стихе 23 Египет назван потому, что основателем его считался один из сыновей Хама.
В стихах 25-36 следует рассказ о том, как евреев возненавидели в Египте, и как Господь – через рабов своих Моисея и Аарона – совершил чудеса… в земле Хамовой, т. е. подверг египтян десяти казням (сравните Исх. 7-11; Пс. 77:43-51); скнипы в стихе 31 – то же, что «мошка», «гнус».
В стихах 37-41 говорится об исходе евреев из Египта и о том, как Господь питал и поил их в пустыне.
В. Хвала Господу за избавление Его (104:42-45)
Пс. 104:42-45. Псалмопевец говорит о том, что Господь – по слову, которое дал Аврааму… вывел народ Свой из рабства, и дал ему в наследие землю обетованную, поставив благополучие или неблагополучие его в будущем в зависимость от того, будет ли он следовать уставам и законам Его. Объяснение завершающего псалом восклицания Аллилуия! в комментариях на Пс. 103:35.
Толкование Псалма 104
Прослеживая отдельные аспекты истории Израиля (от Авраама до начала скитаний евреев в пустыне), характер которых определяло Божие вмешательство, ибо это Он чудесным образом вел Свой народ – во исполнение обетований, которые дал ему по завету, – псалмопевец славит величие любви Господа к «помазанным» (стих 15) Его.
А. Хвала величию Господню (104:1-6)
Пс. 104:1-6. Призыв к славословию Господа и к возвещению в народах чудесных Его свершений («дел Его»). «Хвалиться именем Его святым» (стих 3) – то же, что возвещать о свойствах Божией личности, открытых людям. Ищущие приблизиться к Господу да радуются («веселятся») в сознании, что Он – истинно Всемогущий Бог (стих 3). Постоянно вспоминая все, что Он сотворил для Израиля, народ этот должен во всем полагаться только на Него: искать Господа и силы Его и лица Его всегда (стихи 4-5). Следует обращение к сынам Иакова, которых Господь избрал (стих 6).
Б. Хвала верности Его (104:7-41)
Пс. 104:7-15. Господь, чьи суды совершаются (в значении: чьи решения и справедливые воздаяния за добро и зло осуществляются) по всей земле, есть Бог наш, Который вечно помнит завет Свой с нами, – напоминает псалмопевец Израилю; не обязывает ли это нас тем более хранить верность Ему? – подразумевает он (стих 5 сопоставьте со стихом 8,42). Факты, на которые автор ссылается в стихах 8-11, запечатлены в ветхозаветной истории (Быт. 12:1-3; 15:18-21; 22:15-18; 28:13-15; 32:12).
Когда он говорит о начале образования Израиля как великого народа, находившегося под особым покровительством Господа и защитой Его (стихи 12-15), то, возможно, имеет в виду переход Авраама из Ура Халдейского в Харан (Быт. 11:31), Ханаан (Быт. 12:4-5), Египет (Быт. 12:10-20), а затем – на юг (т. е. в пустыню Негев); Быт. 20:1. «Помазанные Мои» в стихе 15 тождественно по смыслу «богоизбраным» и относится ко всему еврейскому народу.
Пс. 104:16-41. Продолжается перечисление фактов из еврейской истории в той последовательности, как они запечатлены в книгах Бытия и Исхода: о появлении евреев в Египте, возвышении Иосифа фараоном, о долговременном пребывании Израиля в Египте, где весьма размножил Бог народ Свой (стихи 16-24; сравните Быт. 37; 39-41; Исх. 1:6-14). «Землей Хамовой» в стихе 23 Египет назван потому, что основателем его считался один из сыновей Хама.
В стихах 25-36 следует рассказ о том, как евреев возненавидели в Египте, и как Господь – через рабов своих Моисея и Аарона – совершил чудеса… в земле Хамовой, т. е. подверг египтян десяти казням (сравните Исх. 7-11; Пс. 77:43-51); скнипы в стихе 31 – то же, что «мошка», «гнус».
В стихах 37-41 говорится об исходе евреев из Египта и о том, как Господь питал и поил их в пустыне.
В. Хвала Господу за избавление Его (104:42-45)
Пс. 104:42-45. Псалмопевец говорит о том, что Господь – по слову, которое дал Аврааму… вывел народ Свой из рабства, и дал ему в наследие землю обетованную, поставив благополучие или неблагополучие его в будущем в зависимость от того, будет ли он следовать уставам и законам Его. Объяснение завершающего псалом восклицания Аллилуия! в комментариях на Пс. 103:35.