Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Толкование Псалма 9

В еврейской Библии этот псалом разделен на два; первый заканчивается на стих 21. со стихом 22 начинается Пс. 10. В синодальной Библии это один псалом под номером 9. Псалмы 9 и 10 в еврейском оригинале связаны друг с другом особым литературным приемом: и в том и в другом почти каждый стих начинается с буквы еврейского алфавита в их последовательном порядке (иначе говоря, они представляют собой поэтическое произведение, написанное акростом). Обращает на себя внимание и сходство словарного состава, общность выражений.

Разделение Псалма 9 на два может быть оправдано тем, что первая его часть (стихи 1-21) является торжественной песнью благодарения, тогда как вторая (Пс. 9:22-39) – жалоба на «нечестивых» и молитва о наказании их.

Итак, Псалом 9. Автором его считается Давид. В стихе 1 – указание начальнику хора и надпись, по-русски переданная как «По смерти Лабена»; в англ. переводе звучит как «На смерть сына». Выяснить значение этой надписи богословам не удалось. Полагают, что псалом написан в благодарность Богу за дарование победы над сирийцами. (Идумеи, воспользовавшись этой войной еврейского царя на севере, грабили и убивали беззащитное население страны на юге ее; имея это в виду, легче понять «вторую часть» Псалма 9.)

Давид славит Господа за праведный суд Его над нечестивыми языческими народами и за то, что Он – вечный истинный Судия, на Которого могут уповать страдающие (стихи 2-13). Следует молитва о помощи свыше и впредь, о наказании и в будущем, как в этой войне, язычников (да познают они, что они всего лишь «человеки»), чтобы праведники всегда могли возносить Ему хвалу («темы» эти «переплетаются» в стихах 14-21).

В последней части Псалма 9 (стихи 22-39) тема хвалы за праведное воздаяние выражена не столь очевидно; здесь ударение на мольбе о неотложной помощи «бедным и угнетенным». Псалмопевец описывает злобность «нечестивого», чуждого страха Божия, не знающего жалости к «бедным» Он молит Господа «восстать» и «сокрушить» его.

А. Хвала: явление высшей праведности (9:2-13)

Пс. 9:2-3. Буду… возвещать… чудеса Твои. Здесь, вероятно, подразумеваются победы, которые Бог дал Давиду одержать над сирийцами. В честь этих побед, обещает псалмопевец, будут устроены народные торжества, где царь и его подданные станут радостно славословить имя Всевышнего (стих 3).

Пс. 9:4-7. Язычники – враги Давида и Божии враги обращены назад, они обречены на гибель (стих 4), остались безоружными, и города их Ты разрушил (руками Своего народа, подразумевает Давид); стих 7. Все это произошло потому что Судия праведный судил в пользу Давида (стих 5).

Пс. 9:8-11. Вечный Судия. Который будет судить вселенную по правде, – на стороне «угнетенного», для которого является прибежищем во времена скорби. Поскольку речь тут идет о «суде над народами по правоте», полагают, что под «угнетенным» подразумевается еврейский народ, имеющий в Господе своем «прибежище во времена скорби». Целью Давида было передать своим соплеменникам ту беззаветную веру в истинного Бога, являющегося подлинным защитником, которую имел он сам. Под «знающими имя Твое» (стих 11) как раз и понимаются те, кто признавали Иегову единственным истинным Богом и служили Ему

Пс. 9:12-13. На Сионе (в скинии, а потом в храме) находился ковчег завета – местопребывание Господа.

Ибо Он взыскивает за кровь; даруя Давиду победы над язычниками, которые нападали на жителей еврейских поселений, грабили и убивали их, Господь «взыскивал» с «нечестивых» за кровь Своего народа.

Б Молитва о помощи (9:14-21)

Пс. 9:14-15. Следует мольба об охране на будущее – от врагов Давида, ненавидящих его. «Вознести от врат смерти» значит отвести от «врат» в преисподнюю (шеол), т. е. спасти от возможной гибели. Да не иссякнут у Давида причина и повод «возвещать похвалу» Господу у ворот Иерусалима (иносказательно назван «дщерью» горы Сион); площадь перед воротами в древневосточных городах была, напомним, самым многолюдным местом.

Пс. 9:16-17. Речь опять о поражении языческих народов, которое Давид нанес им силой Господней. На собственном горьком опыте они познали теперь, что страшен суд Господа. Бога истинного.

Пс. 9:18-19. Гибель и ад – удел нечестивых. Под «забывающими Бога» могут пониматься отвергающие Его

Под «нищими» и «бедными» в стихе 19 могли подразумеваться жители еврейских поселений, разоренные в результате опустошительных набегов язычников. Господь вспомнит о них, и надежда их на Него оправдается.

Пс. 9:20-21. В первой фразе стих 20 псалмопевец выражает страстное желание, чтобы делами народов управлял Господь (да не преобладает в них человек!). О том же мольба и в следующем стихе: да осознают народы, что все они пред лицом высшего Судии, да не полагаются на силы свои и военное искусство (которые и у «нечестивых» могут оказаться немалыми), да поймут, что они – всего лишь человеки (здесь евр. енос. т. е. бессильный смертный человек)

Пс. 9:22. Начиная с этого стиха «молитва о помощи» обретает более конкретный характер. Как уже говорилось, эта часть псалма могла быть навеяна Давиду мыслями о жителях южной Иудеи, которые неспособны были оказать серьезное сопротивление идумеям, постоянно совершавшим на них набеги, (Мужское население этой части страны, способное носить оружие, сражалось на севере – с сирийцами.) Это о них, беспомощных, скорее всего, скорбит Давид, «упрекая» Господа, что стоит вдали от них.

Пс. 9:23-28. Гневно и горестно «характеризует» Давид разбойников-идумеев (дерзких, коварных и жадных; стихи 23-24). Они надменно полагают, что Господь, Бог евреев, «не взыщет» с них, что суды Его не угрожают им (стихи 25-26).

В стихе 27 псалмопевец «воспроизводит» дерзкую убежденность идумеев, что евреям от их ударов скоро не оправиться, и что сила будет на их стороне и при детях их и при внуках («не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»).

Пс. 9:29-32. Описание коварных приемов идумейских «охотников» за людьми, в чьи сильные когти «падают» жители иудейских городов и деревень («бедные, невинные»). Идумеи же думают, что тех «забыл Бог их, что Он закрыл лице Свое, не увидит никогда».

В. Давид молит Господа об отмщении (9:33-39)

Пс. 9:33-36. Восстань, Господи, молит псалмопевец, подними руку Твою в защиту угнетенных – ведь они Твой народ. Не оставь безнаказанными нечестивых, пренебрегающих Тобою. Нанеси врагам евреев такой удар (Сокруши мышцу их!), чтобы и следа не осталось от их нечестия.

Пс. 9:37-39. Давид знает, что Господь – царь вечный и непобедимый. Псалом 9 он завершает на торжествующей ноте уверенности: настанет день, когда язычники… исчезнут с этой земли, которую Он отдал народу Своему. Но и до тех пор, молит псалмопевец, исполни желание смиренных рабов Твоих, услышь их теперь же, помоги им, укрепи их душевные силы. Не дай им оставаться во власти злых людей, да боятся они лишь Тебя одного, а не «человека на своей земле!»