В основе этого псалма лежит тезис о том, что воздаяние нечестивым принадлежит Господу. Да явит Он себя как Бог отмщения гордым и злым, которые «попирают народ Божий» и произносят «дерзкие речи» в адрес Самого Бога.
А. Молитва об отмщении (93:1-7)
Пс. 93:1-5. Псалмопевец молит Господа, Судию земли, не проявлять снисходительности к гордым, не давать им торжествовать вновь и вновь в ущерб наследию Его (в стихе 5 под «народом» и «наследием» понимаются все те в Израиле, которые страдают по вине творящих беззаконие). О «дерзких речах» их (стих 4) ниже.
Пс. 93:6-7. «Вдова», «пришелец» и «сирота» в стихе 6 символизируют всех беспомощных и беззащитных в еврейском народе, над которыми чинят насилие беззаконники (т. е. попирающие закон Моисеев), которые дерзко при этом сомневаются во всевидении и всеведении Господа: И говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» (стих 7).
Б. Предупреждение о суде (93:8-15)
Пс. 93:8-11. Псалмопевец изумляется отсутствию у таковых элементарной логики: неужели давший человеку ухо Сам не слышит, и образовавший глаз его – не видит? И учащий человека мыслить, а, значит, знающий и суетные мысли людей – не только греховные дела их, – неужели в гневе Своем не обличит тех, кто попирают закон Его и заповеди? (стихи 9-11) Лишь невежды, лишенные здравого смысла (стих 8), могут думать так. Образумьтесь же! – взывает к ним псалмопевец.
Пс. 93:12-15. Счастлив человек, который вразумляется словом Господним и следует закону Его. Он может утешаться мыслью, что в бедственные дни, когда заслуженные кары обрушатся на нечестивых, праведников Бог от страданий защитит и даст им покой, ибо именно они – истинно народ Его и наследие Его, которого Он не оставит (стих 14).
В стихе 15 некоторые видят прозрение будущего, когда вместе с Господом возвратится на землю праведный суд, ибо тот, каким судят власть имущие «бедных и сирот» теперь, не на правде основан; справедливым решениям будущего суда возрадуются (последуют им) все правые сердцем.
В. Утешение в Господе (93:16-23)
Пс. 93:16-19. Против злодеев и делающих беззаконие только Он защитит меня! – восклицает псалмопевец. Он на собственном опыте осознал, что если бы Господь… не… был ему помощником, он давно умер бы, сошел, в шеол (страну молчания). Когда в молитве он говорил Господу, что силы его на исходе («колеблется нога моя»), любящий Господь оказывал ему поддержку. Понял псалмопевец и то, что с умножением скорбей в жизни верующего множатся и утешения, исходящие от Господа.
Пс. 93:20-23. В этих стихах – снова мысль о конечном «отмщении» творящим беззакония. в стихе 20 образ несовместимости их со святым Богом. Седалище (трон) губителей, т. е. власть имущих, которые попирают законы, не может находиться близ Него. Они осуждают невинных (кровь неповинную; стих 21), но Господь – защита их, злодеям Он отомстит, истребит их Господь Бог.
Толкование Псалма 93
В основе этого псалма лежит тезис о том, что воздаяние нечестивым принадлежит Господу. Да явит Он себя как Бог отмщения гордым и злым, которые «попирают народ Божий» и произносят «дерзкие речи» в адрес Самого Бога.
А. Молитва об отмщении (93:1-7)
Пс. 93:1-5. Псалмопевец молит Господа, Судию земли, не проявлять снисходительности к гордым, не давать им торжествовать вновь и вновь в ущерб наследию Его (в стихе 5 под «народом» и «наследием» понимаются все те в Израиле, которые страдают по вине творящих беззаконие). О «дерзких речах» их (стих 4) ниже.
Пс. 93:6-7. «Вдова», «пришелец» и «сирота» в стихе 6 символизируют всех беспомощных и беззащитных в еврейском народе, над которыми чинят насилие беззаконники (т. е. попирающие закон Моисеев), которые дерзко при этом сомневаются во всевидении и всеведении Господа: И говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» (стих 7).
Б. Предупреждение о суде (93:8-15)
Пс. 93:8-11. Псалмопевец изумляется отсутствию у таковых элементарной логики: неужели давший человеку ухо Сам не слышит, и образовавший глаз его – не видит? И учащий человека мыслить, а, значит, знающий и суетные мысли людей – не только греховные дела их, – неужели в гневе Своем не обличит тех, кто попирают закон Его и заповеди? (стихи 9-11) Лишь невежды, лишенные здравого смысла (стих 8), могут думать так. Образумьтесь же! – взывает к ним псалмопевец.
Пс. 93:12-15. Счастлив человек, который вразумляется словом Господним и следует закону Его. Он может утешаться мыслью, что в бедственные дни, когда заслуженные кары обрушатся на нечестивых, праведников Бог от страданий защитит и даст им покой, ибо именно они – истинно народ Его и наследие Его, которого Он не оставит (стих 14).
В стихе 15 некоторые видят прозрение будущего, когда вместе с Господом возвратится на землю праведный суд, ибо тот, каким судят власть имущие «бедных и сирот» теперь, не на правде основан; справедливым решениям будущего суда возрадуются (последуют им) все правые сердцем.
В. Утешение в Господе (93:16-23)
Пс. 93:16-19. Против злодеев и делающих беззаконие только Он защитит меня! – восклицает псалмопевец. Он на собственном опыте осознал, что если бы Господь… не… был ему помощником, он давно умер бы, сошел, в шеол (страну молчания). Когда в молитве он говорил Господу, что силы его на исходе («колеблется нога моя»), любящий Господь оказывал ему поддержку. Понял псалмопевец и то, что с умножением скорбей в жизни верующего множатся и утешения, исходящие от Господа.
Пс. 93:20-23. В этих стихах – снова мысль о конечном «отмщении» творящим беззакония. в стихе 20 образ несовместимости их со святым Богом. Седалище (трон) губителей, т. е. власть имущих, которые попирают законы, не может находиться близ Него. Они осуждают невинных (кровь неповинную; стих 21), но Господь – защита их, злодеям Он отомстит, истребит их Господь Бог.