Идея грядущего воцарения Господа на земле присутствует и в этом псалме. Автор его призывает не только всех людей, но и все стихии и элементы природы славить Бога – и потому, что Он превыше всех языческих богов, и потому, что грядущее царство Его будет установлено в согласии с праведностью Его («по правде»; стихи 10,13) и истиной.
А. Да склонится вся земля в благоговейном страхе перед величием Господа (95:1-6)
Пс. 95:1-3. Песнь новая в стихе 1 подразумевает благодарственный отклик на какие-то новые проявления любви и милости Господних по отношению к евреям. В ответ на них псалмопевец призывает народ благовествовать среди других народов о чудных делах всесильного Бога (о спасении Его).
Пс. 95:4-6. Как и в предыдущем псалме, провозглашается неизмеримое превосходство «великого и страшного Господа», сотворившего небеса (стихи 4-5), над языческими идолами. Он славен и величествен, и великолепно святилище Его (стих 6).
Б. Всем народам и племенам следует признать царствование Господа во вселенной (95:7-10)
Пс. 95:7-9. Эти три стиха перекликаются по мысли и тону с Фил. 2:10: наступит день, когда пред именем Иисуса преклонится всякое колено…
Пс. 95:10. Снова призыв сказать всем народам, что Господь царствует, и именно поэтому «не поколеблются основы» земли, и что когда Он придет, то будет судить народы в согласии со Своей праведностью.
В. Да возрадуется природа (95:11-13)
Пс. 95:11-13. Стихии и элементы природы персонифицируются, они, подобно людям, призываются «радоваться и веселиться» тому, что грядет Господь, праведный Судия вселенной (подразумевается «земли»). Некоторые богословы видят в этих стихах намек на то, что с установлением праведности Божией на земле, на смену проклятию, поразившему природу, придет благословение свыше, и перестанет «стенать и мучиться» все земное творение (как это происходит теперь) – в ожидании искупления (Рим. 8:20-22). Тогда-то возвеселится и возликует, и радостно восшумит природа.
Псалмы, подобные этому, вероятно, сильно содействовали подъему настроения своих авторов, как и верующих в последующие века. Ведь сколько их написано было – передающих сердечное томление, страстное желание, чтобы пришел Господь и уничтожил зло и утвердил на земле праведное Свое правление.
Толкование Псалма 95
Идея грядущего воцарения Господа на земле присутствует и в этом псалме. Автор его призывает не только всех людей, но и все стихии и элементы природы славить Бога – и потому, что Он превыше всех языческих богов, и потому, что грядущее царство Его будет установлено в согласии с праведностью Его («по правде»; стихи 10,13) и истиной.
А. Да склонится вся земля в благоговейном страхе перед величием Господа (95:1-6)
Пс. 95:1-3. Песнь новая в стихе 1 подразумевает благодарственный отклик на какие-то новые проявления любви и милости Господних по отношению к евреям. В ответ на них псалмопевец призывает народ благовествовать среди других народов о чудных делах всесильного Бога (о спасении Его).
Пс. 95:4-6. Как и в предыдущем псалме, провозглашается неизмеримое превосходство «великого и страшного Господа», сотворившего небеса (стихи 4-5), над языческими идолами. Он славен и величествен, и великолепно святилище Его (стих 6).
Б. Всем народам и племенам следует признать царствование Господа во вселенной (95:7-10)
Пс. 95:7-9. Эти три стиха перекликаются по мысли и тону с Фил. 2:10: наступит день, когда пред именем Иисуса преклонится всякое колено…
Пс. 95:10. Снова призыв сказать всем народам, что Господь царствует, и именно поэтому «не поколеблются основы» земли, и что когда Он придет, то будет судить народы в согласии со Своей праведностью.
В. Да возрадуется природа (95:11-13)
Пс. 95:11-13. Стихии и элементы природы персонифицируются, они, подобно людям, призываются «радоваться и веселиться» тому, что грядет Господь, праведный Судия вселенной (подразумевается «земли»). Некоторые богословы видят в этих стихах намек на то, что с установлением праведности Божией на земле, на смену проклятию, поразившему природу, придет благословение свыше, и перестанет «стенать и мучиться» все земное творение (как это происходит теперь) – в ожидании искупления (Рим. 8:20-22). Тогда-то возвеселится и возликует, и радостно восшумит природа.
Псалмы, подобные этому, вероятно, сильно содействовали подъему настроения своих авторов, как и верующих в последующие века. Ведь сколько их написано было – передающих сердечное томление, страстное желание, чтобы пришел Господь и уничтожил зло и утвердил на земле праведное Свое правление.