Автор, как и время написания псалма, не известны. Из надписи, соответствующей в русском тексте стиху 1, следует, что он предназначался для исполнения во время богослужения.
А. О радости славить Господа (91:2-8)
Пс. 91:2-4. Псалмопевцу, исполненному глубокого религиозного чувства, доставляет искреннюю радость славить Господа. Для него это благо – возвещать о милости Творца и истине (по некоторым переводам – «верности») Его день и ночь (стих 3).
Пс. 91:5-8. Восторг и восхищение вызывает у певца все, что делает Господь. Он не устает удивляться глубине помышлений Его, постигнуть которые человеку не под силу. Казалось бы, как не впасть в уныние праведникам, видя, что нечестивые возникают как трава, и процветают в ущерб им. Но в плане Господнем – конечные гибель и исчезновение нечестивых, как и прославление праведных (стихи 7-8).
Б. Ты, Господи, вознесен на веки (91:9-16)
Пс. 91:9-10. Сказанным в стихе 9 объединяются первая и вторая части псалма. Именно потому, что Господь высок, т. е. превыше всего во вселенной (и так будет всегда!), гибнут нечестивые (стих 9) и – повторение, в сущности, той же мысли – гибнут, либо – знак лишения их силы – раскидываются в разные стороны, рассеиваются (в русском тексте – рассыпаются) делающие беззаконие.
Пс. 91:11-16. Праведные же возвышаются Им. «Вознесение рога» (стих 11) значит укрепление мощи, силы. «Умащивание свежим елеем» подразумевает восстановление жизненной силы, праздничное настроение. В стихе 12 имеется, вероятно, в виду, что праведник «видит и слышит», как терпят поражение его враги. В стихах 13-14 процветание праведников как бы противопоставляется процветанию нечестивых.
Если у последних, которых великое множество, уподобляемое траве (стих 8), оно, как жизнь травы же, скоротечно, то первые цветут, как пальма, и уверенно возвышаются, подобно ливанскому кедру (многолетние деревья, из которых первое отличается плодовитостью, а второе – прочностью). В стихах 14-15 образ процветания, крепости и долголетия тех, которые веруют в Иегову и благословляемы Им. Ибо Он их твердыня – Господь, в Котором нет неправды.
Толкование Псалма 91
Автор, как и время написания псалма, не известны. Из надписи, соответствующей в русском тексте стиху 1, следует, что он предназначался для исполнения во время богослужения.
А. О радости славить Господа (91:2-8)
Пс. 91:2-4. Псалмопевцу, исполненному глубокого религиозного чувства, доставляет искреннюю радость славить Господа. Для него это благо – возвещать о милости Творца и истине (по некоторым переводам – «верности») Его день и ночь (стих 3).
Пс. 91:5-8. Восторг и восхищение вызывает у певца все, что делает Господь. Он не устает удивляться глубине помышлений Его, постигнуть которые человеку не под силу. Казалось бы, как не впасть в уныние праведникам, видя, что нечестивые возникают как трава, и процветают в ущерб им. Но в плане Господнем – конечные гибель и исчезновение нечестивых, как и прославление праведных (стихи 7-8).
Б. Ты, Господи, вознесен на веки (91:9-16)
Пс. 91:9-10. Сказанным в стихе 9 объединяются первая и вторая части псалма. Именно потому, что Господь высок, т. е. превыше всего во вселенной (и так будет всегда!), гибнут нечестивые (стих 9) и – повторение, в сущности, той же мысли – гибнут, либо – знак лишения их силы – раскидываются в разные стороны, рассеиваются (в русском тексте – рассыпаются) делающие беззаконие.
Пс. 91:11-16. Праведные же возвышаются Им. «Вознесение рога» (стих 11) значит укрепление мощи, силы. «Умащивание свежим елеем» подразумевает восстановление жизненной силы, праздничное настроение. В стихе 12 имеется, вероятно, в виду, что праведник «видит и слышит», как терпят поражение его враги. В стихах 13-14 процветание праведников как бы противопоставляется процветанию нечестивых.
Если у последних, которых великое множество, уподобляемое траве (стих 8), оно, как жизнь травы же, скоротечно, то первые цветут, как пальма, и уверенно возвышаются, подобно ливанскому кедру (многолетние деревья, из которых первое отличается плодовитостью, а второе – прочностью). В стихах 14-15 образ процветания, крепости и долголетия тех, которые веруют в Иегову и благословляемы Им. Ибо Он их твердыня – Господь, в Котором нет неправды.