Псалмопевец призывает праведных славить Господа и радоваться в Нем, ибо на слово Его можно положиться, и дела Его – справедливы. Перед нами – гимн хвалы. Он мог быть написан по случаю какой-то военной победы, однако, конкретных указаний на повод его написания не имеется. (Некоторые богословы склонны считать Пс. 32 продолжением предыдущего псалма.) В еврейском тексте нет и указания на автора его, но Септуагинта приписывает Пс. 32-Царю Давиду.
А. Славить Господа «прилично» праведным (32:1-3)
Пс. 32:1-3. Правым прилично славословить (Господа). Для псалмопевца «славословие» – естественная реакция праведных на Божии благодеяния; здесь, очевидно, и та мысль, что люди нравственные и уповающие на Господа, которые, следовательно, стоят к Нему ближе других, достойны славить Его. Хвала их должна литься из их сердец непроизвольно и каждый раз – быть новой, в ответ на новые милости Его (стих 3 сравните с 39:4; 95:1; 97:1; 143:9; 149:1).
Петь Ему следует со всем искусством, которое Он дает (по-русски: стройно), сопровождая песнь восклицаниями радости.
Б. Слово Господа надежно, и дела Его – праведны (32:4-19)
Пс. 32:4-5. Здесь псалмопевец «обосновывает» необходимость хвалить и славить Господа: на слово Его можно положиться, и все дела, которые Он совершает, – праведны, справедливы.
Пс. 32:6-11. В стихе 5 продолжается мысль, выраженная в стихе 4 («суд» подразумевает здесь «справедливость»).
Если в стихе 4 «слово Его» характеризуется как надежное и соответствующее делам Его, то в стихе 6 и 9 оно выступает как творящая сила Его: им сотворены небеса и звезды (все воинство небесное); Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось. Под «боится» и «трепещут» в стихе 8 подразумевается благоговейное поклонение Господу. Под хранилищами в стихе 7 надо понимать ограниченные своими берегами моря и океаны, в которые, будто груды, собраны морские воды – все тем же словом Господа, олицетворяющим силу Его и всемогущество.
Никакие замыслы и советы (согласованные планы) язычников (подразумеваются народы враждебные Израилю) не могут осуществиться, вопреки воле Господа (стих 10). Совет… Господень (т. е. Его цели, планы и намерения) не может быть подорван никем: задуманное Господом осуществляется в веках, от поколения к поколению (стих 11).
Пс. 32:12-19. Псалмопевец радуется, что является частицей народа, у которого Господь есть Бог, избравший его в наследие Себе. Он славит Господа всевидящего, Который сотворил людей и с высоты Своего величия не только снисходит до них, но и вникает в намерения их сердец и в дела их (стихи 13-15).
Самонадеянным и гордым Бог на помощь не приходит, а потому не спасут их ни конница, ни могучие армии их (стихи 16-17). Любовь и милость Его – с теми, кто на Него уповают: над ними око Господне. К ним Он приходит, в час нужды и бедствия, на помощь: спасает душу их… от смерти и питает их… во время голода (стихи 18-19).
В. Народ Божий надеется на Господа (32:20-22)
Пс. 32:20-22. Псалом завершается заверениями Господа в том, что Израиль уповает на Него, видя в Нем источник помощи себе и свою защиту: он радуется о Нем и надеется на милость Его.
Толкование Псалма 32
Псалмопевец призывает праведных славить Господа и радоваться в Нем, ибо на слово Его можно положиться, и дела Его – справедливы. Перед нами – гимн хвалы. Он мог быть написан по случаю какой-то военной победы, однако, конкретных указаний на повод его написания не имеется. (Некоторые богословы склонны считать Пс. 32 продолжением предыдущего псалма.) В еврейском тексте нет и указания на автора его, но Септуагинта приписывает Пс. 32-Царю Давиду.
А. Славить Господа «прилично» праведным (32:1-3)
Пс. 32:1-3. Правым прилично славословить (Господа). Для псалмопевца «славословие» – естественная реакция праведных на Божии благодеяния; здесь, очевидно, и та мысль, что люди нравственные и уповающие на Господа, которые, следовательно, стоят к Нему ближе других, достойны славить Его. Хвала их должна литься из их сердец непроизвольно и каждый раз – быть новой, в ответ на новые милости Его (стих 3 сравните с 39:4; 95:1; 97:1; 143:9; 149:1).
Петь Ему следует со всем искусством, которое Он дает (по-русски: стройно), сопровождая песнь восклицаниями радости.
Б. Слово Господа надежно, и дела Его – праведны (32:4-19)
Пс. 32:4-5. Здесь псалмопевец «обосновывает» необходимость хвалить и славить Господа: на слово Его можно положиться, и все дела, которые Он совершает, – праведны, справедливы.
Пс. 32:6-11. В стихе 5 продолжается мысль, выраженная в стихе 4 («суд» подразумевает здесь «справедливость»).
Если в стихе 4 «слово Его» характеризуется как надежное и соответствующее делам Его, то в стихе 6 и 9 оно выступает как творящая сила Его: им сотворены небеса и звезды (все воинство небесное); Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось. Под «боится» и «трепещут» в стихе 8 подразумевается благоговейное поклонение Господу. Под хранилищами в стихе 7 надо понимать ограниченные своими берегами моря и океаны, в которые, будто груды, собраны морские воды – все тем же словом Господа, олицетворяющим силу Его и всемогущество.
Никакие замыслы и советы (согласованные планы) язычников (подразумеваются народы враждебные Израилю) не могут осуществиться, вопреки воле Господа (стих 10). Совет… Господень (т. е. Его цели, планы и намерения) не может быть подорван никем: задуманное Господом осуществляется в веках, от поколения к поколению (стих 11).
Пс. 32:12-19. Псалмопевец радуется, что является частицей народа, у которого Господь есть Бог, избравший его в наследие Себе. Он славит Господа всевидящего, Который сотворил людей и с высоты Своего величия не только снисходит до них, но и вникает в намерения их сердец и в дела их (стихи 13-15).
Самонадеянным и гордым Бог на помощь не приходит, а потому не спасут их ни конница, ни могучие армии их (стихи 16-17). Любовь и милость Его – с теми, кто на Него уповают: над ними око Господне. К ним Он приходит, в час нужды и бедствия, на помощь: спасает душу их… от смерти и питает их… во время голода (стихи 18-19).
В. Народ Божий надеется на Господа (32:20-22)
Пс. 32:20-22. Псалом завершается заверениями Господа в том, что Израиль уповает на Него, видя в Нем источник помощи себе и свою защиту: он радуется о Нем и надеется на милость Его.