Из первого стиха этого псалма следует, что он был написан Давидом, «когда он бежал от Авессалома, сына своего» (2-Цар. 15-18). Это глубоко личная молитва царя, попавшего в беду. Многочисленные враги Давида были уверены, что положение его безнадежно, но он, избранник Божий, чувствовал себя под защитой Всевышнего и днем и ночью и потому не сомневался в конечном своем избавлении.
А. В окружении врагов (3:1-3)
Пс. 3:1-3. Относительно стих 1 во вступительной части к этому комментарию. В стихе 2 Давид жалуется Богу на восставших против него врагов. (Из записанного во 2-ой книге Царств мы знаем, что «силы оппозиции» во главе с сыном Давида – Авессаломом, вынудив царя бежать из дворца, пустились за ним в преследование.) Враги дерзко насмехаются над ним, жалуется Давид, уверенные в том, что Бог от него отвернулся (стих 3).
Б. Господь – щит Давида (3:4-7)
Пс. 3:4. На опыте своей предыдущей жизни, с ее бесконечными войнами и превратностями, Давид убедился, что истинным его защитником («щитом») является Бог. Это Он дает ему одерживать победы и прославляет его («возносит голову его»). употребление того же идиома в Быт. 40:13.
Пс. 3:5-6. На опыте благотворного общения с Богом и зиждется упование Давида. Трудно понять грамматическую категорию времени, в котором стоят эти стихи в еврейском тексте. В переводах, как на английский язык, так и на русский, употреблено настоящее время, но, может быть, лучше читать стихи 5-6 в прошедшем времени: Я взывал… Он слышал? То есть Давид мог это говорить на следующий день после вознесения молитвы. Ответом на молитву объяснялось в таком случае, что и, будучи окружен преследовавшими его врагами, Давид ложился, спал, вставал (прошедшее время), ибо Сам Господь был на его защите.
Пс. 3:7. Убеждаясь в этом вновь и вновь, Давид перестает страшиться своих преследователей (коих – тысячи; русское «тем народа»); скорбные ноты в его молитве сменяются торжествующими.
В. От Господа спасение (3:8-9)
Пс. 3:8-9. Может быть, и вторую часть стих 8 следует читать в прошедшем времени. Зная (по опыту), что прежде Господь наносил поражение его врагам, Давид мог просить Его об этом и теперь. Но, может быть, лучше понимать образность этого стиха как выражение уверенности со стороны Давида: не сомневаясь в том, что Бог и на этот раз избавит его от врагов, он говорит об этом как о факте, уже совершившемся.
Псалом завершается (стих 9) нравоучением: «спасение приходит от Господа», и молитвой Давида о праведных (о «народе», угодном Господу). Тех, которые относят себя к Его народу, Псалом 3 наставляет молиться в тягостных и опасных обстоятельствах, не забывая, что «спасение… от Господа» и, доверившись Ему, спать спокойно.
Толкование Псалма 3
Из первого стиха этого псалма следует, что он был написан Давидом, «когда он бежал от Авессалома, сына своего» (2-Цар. 15-18). Это глубоко личная молитва царя, попавшего в беду. Многочисленные враги Давида были уверены, что положение его безнадежно, но он, избранник Божий, чувствовал себя под защитой Всевышнего и днем и ночью и потому не сомневался в конечном своем избавлении.
А. В окружении врагов (3:1-3)
Пс. 3:1-3. Относительно стих 1 во вступительной части к этому комментарию. В стихе 2 Давид жалуется Богу на восставших против него врагов. (Из записанного во 2-ой книге Царств мы знаем, что «силы оппозиции» во главе с сыном Давида – Авессаломом, вынудив царя бежать из дворца, пустились за ним в преследование.) Враги дерзко насмехаются над ним, жалуется Давид, уверенные в том, что Бог от него отвернулся (стих 3).
Б. Господь – щит Давида (3:4-7)
Пс. 3:4. На опыте своей предыдущей жизни, с ее бесконечными войнами и превратностями, Давид убедился, что истинным его защитником («щитом») является Бог. Это Он дает ему одерживать победы и прославляет его («возносит голову его»). употребление того же идиома в Быт. 40:13.
Пс. 3:5-6. На опыте благотворного общения с Богом и зиждется упование Давида. Трудно понять грамматическую категорию времени, в котором стоят эти стихи в еврейском тексте. В переводах, как на английский язык, так и на русский, употреблено настоящее время, но, может быть, лучше читать стихи 5-6 в прошедшем времени: Я взывал… Он слышал? То есть Давид мог это говорить на следующий день после вознесения молитвы. Ответом на молитву объяснялось в таком случае, что и, будучи окружен преследовавшими его врагами, Давид ложился, спал, вставал (прошедшее время), ибо Сам Господь был на его защите.
Пс. 3:7. Убеждаясь в этом вновь и вновь, Давид перестает страшиться своих преследователей (коих – тысячи; русское «тем народа»); скорбные ноты в его молитве сменяются торжествующими.
В. От Господа спасение (3:8-9)
Пс. 3:8-9. Может быть, и вторую часть стих 8 следует читать в прошедшем времени. Зная (по опыту), что прежде Господь наносил поражение его врагам, Давид мог просить Его об этом и теперь. Но, может быть, лучше понимать образность этого стиха как выражение уверенности со стороны Давида: не сомневаясь в том, что Бог и на этот раз избавит его от врагов, он говорит об этом как о факте, уже совершившемся.
Псалом завершается (стих 9) нравоучением: «спасение приходит от Господа», и молитвой Давида о праведных (о «народе», угодном Господу). Тех, которые относят себя к Его народу, Псалом 3 наставляет молиться в тягостных и опасных обстоятельствах, не забывая, что «спасение… от Господа» и, доверившись Ему, спать спокойно.