В этом и последующих псалмах может быть прослежена известная тематическая преемственность – в плане особой благодарности псалмопевца Господу за «разрешение уз» еврейского народа и «восстановления» его в его земле. В Пс. 145 превалирует, однако, славословие в адрес Бога Творца, Бога – всемилостивого помощника людям.
Пс. 145:1-2. «Аллилуйя» в еврейском тексте стоит не только в конце, но и в начале псалма, где это слово переведено как «Хвали (душа моя) Господа». Следует обет хвалы (стих 2).
Пс. 145:3-6. Всесилию Бога псалмопевец противопоставляет бессилие людей, от которых тщетно ожидать спасения. Ибо со смертью человека исчезают и мысли его и планы: выходит дух его, и он превращается в прах (стих 4). Счастливы поэтому только те, кому помощник Бог Иаковлев. Ибо Он – всемогущий Творец всего сущего – хранит верность людям, надеющимся на Него (стихи 5-6).
Пс. 145:7-10. Он справедлив, Он насыщает голодных, говорит псалмопевец в стихе 7. В заключительной фразе этого стиха – Господь разрешает узников – некоторые исследователи Библии видят намек на избавление евреев из вавилонского плена; подтверждение такому прочтению можно увидеть в Пс. 146 и 147.
Всемогущество и доброту Господа псалмопевец иллюстрирует в стихах 8-9, завершая стих 9 мыслью о том, что «нечестивым» рассчитывать на милость Божию не приходится (Их путь Он извращает; по другим переводам: «обращает против них» (подразумевается, «дела, совершаемые ими на жизненном пути»), делает (этот путь) несостоятельным.) В заключительном славословии Господь, избравший Сион (Иерусалим), провозглашается «Царем» на все зека.
Толкование Псалма 145
В этом и последующих псалмах может быть прослежена известная тематическая преемственность – в плане особой благодарности псалмопевца Господу за «разрешение уз» еврейского народа и «восстановления» его в его земле. В Пс. 145 превалирует, однако, славословие в адрес Бога Творца, Бога – всемилостивого помощника людям.
Пс. 145:1-2. «Аллилуйя» в еврейском тексте стоит не только в конце, но и в начале псалма, где это слово переведено как «Хвали (душа моя) Господа». Следует обет хвалы (стих 2).
Пс. 145:3-6. Всесилию Бога псалмопевец противопоставляет бессилие людей, от которых тщетно ожидать спасения. Ибо со смертью человека исчезают и мысли его и планы: выходит дух его, и он превращается в прах (стих 4). Счастливы поэтому только те, кому помощник Бог Иаковлев. Ибо Он – всемогущий Творец всего сущего – хранит верность людям, надеющимся на Него (стихи 5-6).
Пс. 145:7-10. Он справедлив, Он насыщает голодных, говорит псалмопевец в стихе 7. В заключительной фразе этого стиха – Господь разрешает узников – некоторые исследователи Библии видят намек на избавление евреев из вавилонского плена; подтверждение такому прочтению можно увидеть в Пс. 146 и 147.
Всемогущество и доброту Господа псалмопевец иллюстрирует в стихах 8-9, завершая стих 9 мыслью о том, что «нечестивым» рассчитывать на милость Божию не приходится (Их путь Он извращает; по другим переводам: «обращает против них» (подразумевается, «дела, совершаемые ими на жизненном пути»), делает (этот путь) несостоятельным.) В заключительном славословии Господь, избравший Сион (Иерусалим), провозглашается «Царем» на все зека.