Псалмопевец жалуется на великую опасность, угрожающую иудеям со стороны многочисленных народов, объединившихся против них. Он молит, чтобы Бог поступил с ними так же, как поступал прежде с «ненавидящими Его», когда даровал Своему народу одерживать победы над его врагами – язычниками.
А. Об угрозе истребить Израиля (82:2-9)
Пс. 82:2-9. В этом, как и во многих других псалмах-сетованиях, автор (Асаф, надпись, соответствующую стиху 1) горячо молит услышать и ответить. Весь стих 2 является образным выражением мольбы об оказании неотложной помощи.
Судя по перечислению народов, составивших коварный умысел истребить хранимых Господом, – да так, чтобы и памяти об Израиле не осталось, Пс. 82 мог быть составлен в дни иудейского царя Иосафата, правившего с конца 10-го века до Р. Х.; на него напали моавитяне и аммонитяне (потомки Лота; стих 9; Быт. 19:36-38), к которым присоединились жители «страны Маонитской» (под ними есть основание подразумевать упоминаемых тут измаильтян и агарян) и племена, населявшие гору Сеир (2-Пар. 20:1,2,10); к этим могла относиться часть других народов, перечисленных здесь, например, едомляне, или идумеи, амаликитяне и жители Гевала.
Филистимляне были давними врагами иудеев и тоже могли выразить желание присоединиться к коалиции против них финикийцы («жители Тира») после смерти царя Соломона тоже не были больше друзьями и союзниками евреев. в стихе 9 речь о том, что и ассирийцы приняли участие в упомянутой коалиции, влив в нее свои силы (стали мышцею для сынов Лотовых).
Б. Мольба об избавлении сильной Божией рукой (82:10-19)
Пс. 82:10-13. Обращаясь с этой мольбой к Господу, псалмопевец «напоминает» Ему о прошлых победах евреев: над мадианитянами («Мадиамом») в дни судьи Гедеона (Суд. 7-8) и о победе Деворы и Варака (Суд. 4-5) над Сисарою, полководцем Хананейского царя Иавина (стих 10). Аендор (стих 11) находился недалеко от Фанааха, упоминаемого в Суд. 5:19, и от Фавора, где Сисара был побежден бараком. Орив и Зив были полководцами мадианитян (Суд. 7:25), а Зевей и Салман – их царями (стих 12); поражение им нанес Гедеон (Суд. 8:5-6,12,18).
Пс. 82:14-19. Образное выражение мысли о нанесении сокрушительного поражения врагам евреев (стихи 14-16). Да взыщут и они (получив горький урок) лица Господа, да познают, постыженные, что Господь есть Бог Всевышний над всею землею.
Толкование Псалма 82
Псалмопевец жалуется на великую опасность, угрожающую иудеям со стороны многочисленных народов, объединившихся против них. Он молит, чтобы Бог поступил с ними так же, как поступал прежде с «ненавидящими Его», когда даровал Своему народу одерживать победы над его врагами – язычниками.
А. Об угрозе истребить Израиля (82:2-9)
Пс. 82:2-9. В этом, как и во многих других псалмах-сетованиях, автор (Асаф, надпись, соответствующую стиху 1) горячо молит услышать и ответить. Весь стих 2 является образным выражением мольбы об оказании неотложной помощи.
Судя по перечислению народов, составивших коварный умысел истребить хранимых Господом, – да так, чтобы и памяти об Израиле не осталось, Пс. 82 мог быть составлен в дни иудейского царя Иосафата, правившего с конца 10-го века до Р. Х.; на него напали моавитяне и аммонитяне (потомки Лота; стих 9; Быт. 19:36-38), к которым присоединились жители «страны Маонитской» (под ними есть основание подразумевать упоминаемых тут измаильтян и агарян) и племена, населявшие гору Сеир (2-Пар. 20:1,2,10); к этим могла относиться часть других народов, перечисленных здесь, например, едомляне, или идумеи, амаликитяне и жители Гевала.
Филистимляне были давними врагами иудеев и тоже могли выразить желание присоединиться к коалиции против них финикийцы («жители Тира») после смерти царя Соломона тоже не были больше друзьями и союзниками евреев. в стихе 9 речь о том, что и ассирийцы приняли участие в упомянутой коалиции, влив в нее свои силы (стали мышцею для сынов Лотовых).
Б. Мольба об избавлении сильной Божией рукой (82:10-19)
Пс. 82:10-13. Обращаясь с этой мольбой к Господу, псалмопевец «напоминает» Ему о прошлых победах евреев: над мадианитянами («Мадиамом») в дни судьи Гедеона (Суд. 7-8) и о победе Деворы и Варака (Суд. 4-5) над Сисарою, полководцем Хананейского царя Иавина (стих 10). Аендор (стих 11) находился недалеко от Фанааха, упоминаемого в Суд. 5:19, и от Фавора, где Сисара был побежден бараком. Орив и Зив были полководцами мадианитян (Суд. 7:25), а Зевей и Салман – их царями (стих 12); поражение им нанес Гедеон (Суд. 8:5-6,12,18).
Пс. 82:14-19. Образное выражение мысли о нанесении сокрушительного поражения врагам евреев (стихи 14-16). Да взыщут и они (получив горький урок) лица Господа, да познают, постыженные, что Господь есть Бог Всевышний над всею землею.