Песнью восхождения назван каждый из псалмов 119-133, потому что именно их пели паломники при «восхождении» к Иерусалиму в ежегодные еврейские праздники. Четыре из этих 15 псалмов приписываются царю Давиду (Пс. 121, 123, 130 и 132), один – Соломону (Пс. 126), остальные десять – анонимны.
Написание Псалма 119 некоторые связывают со временем окончания плена, временем продолжавшегося рассеяния, когда среди евреев немало было таких (в частности, автор псалма), которые, мечтая о возвращении на родину, вынуждены были, против своей воли, оставаться на чужбине; подтверждение этому можно видеть в стихах 5-6.
Пс. 119:1-2. Скорбью охвачен псалмопевец, живущий среди чужих ему лживых людей. Он молит Господа избавить его от них.
Пс. 119:3-4. В устах паломников, восходивших к святилищу, звучал вопрос, поставленный псалмопевцем, сулит ли лжецу выгоду его лукавый… язык, чтобы тут же произнести ответ на него: не выгоду, но наказание сулит он ему. О наказании говорится образно – как об острых («изощренных») стрелах с горящими углями дроковыми, пущенных рукою сильного (имеется в виду Господь). Угли, полученные из дрока (кустарника, распространенного в Палестине), горят и тлеют медленно (символизируя здесь продолжительность бедствия, кары).
Пс. 119:5-7. Географические названия в стихе 5 свидетельствуют о жизни псалмопевца «среди чужих». Некоторые отождествляют «Мосох» с местностью на территории Армении, вблизи Черного моря, другие считают, что это тоже, что Мешех (Быт. 10:2), находившийся на севере от Палестины. Кидар, или Кедар (Быт. 25:13), находился в северной части Аравии; его «шатры» принадлежали кочевым племенам – потомкам Измаила.
Оба эти названия в стихе 5 олицетворяли враждебные Израилю племена, составлявшие ближнее и дальнее его окружение. Псалмопевец определяет их как «ненавидящих мир», с которыми бесполезно и заговаривать о нем, так как они настроены агрессивно и стремятся к войне. Доверять им нельзя, они – лживы и лукавы, но их ждет возмездие свыше, ибо Господь слышит тех, кто взывают к Нему.
Толкование Псалма 119
Песнью восхождения назван каждый из псалмов 119-133, потому что именно их пели паломники при «восхождении» к Иерусалиму в ежегодные еврейские праздники. Четыре из этих 15 псалмов приписываются царю Давиду (Пс. 121, 123, 130 и 132), один – Соломону (Пс. 126), остальные десять – анонимны.
Написание Псалма 119 некоторые связывают со временем окончания плена, временем продолжавшегося рассеяния, когда среди евреев немало было таких (в частности, автор псалма), которые, мечтая о возвращении на родину, вынуждены были, против своей воли, оставаться на чужбине; подтверждение этому можно видеть в стихах 5-6.
Пс. 119:1-2. Скорбью охвачен псалмопевец, живущий среди чужих ему лживых людей. Он молит Господа избавить его от них.
Пс. 119:3-4. В устах паломников, восходивших к святилищу, звучал вопрос, поставленный псалмопевцем, сулит ли лжецу выгоду его лукавый… язык, чтобы тут же произнести ответ на него: не выгоду, но наказание сулит он ему. О наказании говорится образно – как об острых («изощренных») стрелах с горящими углями дроковыми, пущенных рукою сильного (имеется в виду Господь). Угли, полученные из дрока (кустарника, распространенного в Палестине), горят и тлеют медленно (символизируя здесь продолжительность бедствия, кары).
Пс. 119:5-7. Географические названия в стихе 5 свидетельствуют о жизни псалмопевца «среди чужих». Некоторые отождествляют «Мосох» с местностью на территории Армении, вблизи Черного моря, другие считают, что это тоже, что Мешех (Быт. 10:2), находившийся на севере от Палестины. Кидар, или Кедар (Быт. 25:13), находился в северной части Аравии; его «шатры» принадлежали кочевым племенам – потомкам Измаила.
Оба эти названия в стихе 5 олицетворяли враждебные Израилю племена, составлявшие ближнее и дальнее его окружение. Псалмопевец определяет их как «ненавидящих мир», с которыми бесполезно и заговаривать о нем, так как они настроены агрессивно и стремятся к войне. Доверять им нельзя, они – лживы и лукавы, но их ждет возмездие свыше, ибо Господь слышит тех, кто взывают к Нему.