В этом псалме Давид выражает свое всецелое доверие «чистым словам Господним», обещающим защиту и спасение тем, кто, живя среди неправедных и развращенных, хранят верность Богу.
Об исторической обстановке написания Псалма 11 судить трудно, хотя есть основания предполагать, что он возник в те годы, когда Давид спасался от преследовавшего его Саула (к примеру, 1-Цар. 23:11-12,19; 26:19). Впрочем, в жизни Давида было множество ситуаций и случаев, которые могли дать повод к написанию подобного псалма.
Пс. 11:1. Указание начальнику хора; надпись, свидетельствующая об авторстве Давида.
А. Молитва о спасении (11:2-5)
Псалмопевец взывает к Богу о спасении его из среды людей лживых, неискренних, бессердечных.
Пс. 11:2-3. Не стало в обществе праведных; оно развращено, не осталось хранящих верность Богу и ближнему; укоренилась привычка льстить и притворяться.
Пс. 11:4-5. Эти стихи могут быть переведены и как молитва псалмопевца о том, чтобы Господь истребил лицемеров и льстецов, для которых самое сильное «орудие» – нечистые уста их и язык велеречивый.
Б. Уверенность – на основании слов Господних – в избавлении (11:6-9)
Пс. 11:6-8. Облегчение и надежду псалмопевец черпает в обещании Господа «восстать», чтобы помочь «нищим и бедным», т. е. страдающим и гонимым, обезопасить их от их преследователей (можно себе представить, как часто пребывал в положении «бедного и гонимого» сам Давид в годы преследования его Саулом!).
Свято веря в непреложность слов Господних, чистоту которых (противопоставляя их скверне и неверности слов человеческих) Давид сравнивает с серебром, очищенным и семь раз (символ полноты) переплавленным в горниле, он выражает уверенность в том, что и ныне и во век Господь будет защищать гонимых (а, значит, и его, Давида) от их гонителей (от рода сего).
Пс. 11:9. Псалом, однако, заканчивается на печальной ноте: псалмопевец скорбит о том, что когда «возвышаются ничтожные» (речь опять-таки, возможно, идет о царе Сауле), обстоятельства благоприятствуют «нечестивым», которые, как теперь, ходят… повсюду.
Толкование Псалма 11
В этом псалме Давид выражает свое всецелое доверие «чистым словам Господним», обещающим защиту и спасение тем, кто, живя среди неправедных и развращенных, хранят верность Богу.
Об исторической обстановке написания Псалма 11 судить трудно, хотя есть основания предполагать, что он возник в те годы, когда Давид спасался от преследовавшего его Саула (к примеру, 1-Цар. 23:11-12,19; 26:19). Впрочем, в жизни Давида было множество ситуаций и случаев, которые могли дать повод к написанию подобного псалма.
Пс. 11:1. Указание начальнику хора; надпись, свидетельствующая об авторстве Давида.
А. Молитва о спасении (11:2-5)
Псалмопевец взывает к Богу о спасении его из среды людей лживых, неискренних, бессердечных.
Пс. 11:2-3. Не стало в обществе праведных; оно развращено, не осталось хранящих верность Богу и ближнему; укоренилась привычка льстить и притворяться.
Пс. 11:4-5. Эти стихи могут быть переведены и как молитва псалмопевца о том, чтобы Господь истребил лицемеров и льстецов, для которых самое сильное «орудие» – нечистые уста их и язык велеречивый.
Б. Уверенность – на основании слов Господних – в избавлении (11:6-9)
Пс. 11:6-8. Облегчение и надежду псалмопевец черпает в обещании Господа «восстать», чтобы помочь «нищим и бедным», т. е. страдающим и гонимым, обезопасить их от их преследователей (можно себе представить, как часто пребывал в положении «бедного и гонимого» сам Давид в годы преследования его Саулом!).
Свято веря в непреложность слов Господних, чистоту которых (противопоставляя их скверне и неверности слов человеческих) Давид сравнивает с серебром, очищенным и семь раз (символ полноты) переплавленным в горниле, он выражает уверенность в том, что и ныне и во век Господь будет защищать гонимых (а, значит, и его, Давида) от их гонителей (от рода сего).
Пс. 11:9. Псалом, однако, заканчивается на печальной ноте: псалмопевец скорбит о том, что когда «возвышаются ничтожные» (речь опять-таки, возможно, идет о царе Сауле), обстоятельства благоприятствуют «нечестивым», которые, как теперь, ходят… повсюду.