В первой своей части Пс. 40 является поучением народу о необходимости сострадания к бедным и бедствующим. Господь вознаграждает тех, кто его имеют (стихи 2-4). Размышляя о таковых, Давид далее, в молитве своей, обращается к горьким мыслям о предателях и лицемерах, чуждых сострадания и жаждущих скорой гибели «бедного», – «бедным» является он сам, измученный долгой своей болезнью Царь выражает надежду, что Бог не оставит предателей без «воздаяния» (стих 11).
Предваряющая псалом надпись соответствует стиху 1.
А. Блаженны способные к состраданию (40:2-4)
Пс. 40:2-4. Счастлив тот, в чьих мыслях есть место бедному, кто сочувствует ему и помогает. Если день бедствия наступит и для него, то ему на помощь придет Сам Господь, ибо ценна в глазах Его способность к состраданию. Псалмопевец говорит, что доброго и чуткого человека Бог спасет от гибели и от козней врагов его и даст ему счастливо прожить на земле. И на одре болезни Он не оставит его Но самое ложе страдания его обратит я «ложе выздоровления» (так надо понимать 2-ю фразу в стихе 4).
Б. Молитва псалмопевца (40:5-14)
Пс. 40:5-10. Снова и снова каясь в грехе своем, Давид молит Бога об исцелении. Слова душу мою в стихе 5, возможно, подчеркивают, что не менее чем в физическом исцелении Давид нуждался в облегчении своего душевного состояния, так как страдал от сознания своей греховности. Он жалуется на безжалостность своих врагов, ожидающих его смерти (стих 6), и на лицемерие навещающих его, которые верят клеветам о нем и сами распространяют их (стих 7).
Словом «велиал» (стих 9), или «велиар», обозначались зло, смерть; апостол Павел называет им диавола (2-Кор. 6:15). В болезни Давида враги его видели знак того, что Бог покарал царя, отдав его во власть велиара.
Человек мирный в стихе 10 – это Ахитофел, один из сановников Давида, которого он особенно к себе приблизил; Ахитофел предал царя, встав на сторону мятежника Авессалома, и когда тот потерпел поражение, повесился (2-Цар. 16:20 – 17:3,23). Слова Давида в стихе 10 были впоследствии повторены Иисусом Христом применительно к Иуде (Иоан. 13:18).
Пс. 40:11-12. Давид молит Господа поставить его на ноги, чтобы он мог «воздать» врагам своим. Для него это будет знаком благоволения Его, если не даст ненавидящим Давида восторжествовать над ним
Пс. 40:13-14. Он выражает надежду, что Бог сохранит его от гибели и даст ему всегда, неизменно, служить Ему, вечно пребывая пред лицом Его. (Некоторые богословы понимают на веки в стихе 13 буквально, видя здесь упование Давида на то, что и в вечности он будет находиться вблизи Господа.)
Завершается псалом славословием в стихе 14. Им же оканчивается первый значительный раздел Псалтири (Книга 1).
Толкование Псалма 40
В первой своей части Пс. 40 является поучением народу о необходимости сострадания к бедным и бедствующим. Господь вознаграждает тех, кто его имеют (стихи 2-4). Размышляя о таковых, Давид далее, в молитве своей, обращается к горьким мыслям о предателях и лицемерах, чуждых сострадания и жаждущих скорой гибели «бедного», – «бедным» является он сам, измученный долгой своей болезнью Царь выражает надежду, что Бог не оставит предателей без «воздаяния» (стих 11).
Предваряющая псалом надпись соответствует стиху 1.
А. Блаженны способные к состраданию (40:2-4)
Пс. 40:2-4. Счастлив тот, в чьих мыслях есть место бедному, кто сочувствует ему и помогает. Если день бедствия наступит и для него, то ему на помощь придет Сам Господь, ибо ценна в глазах Его способность к состраданию. Псалмопевец говорит, что доброго и чуткого человека Бог спасет от гибели и от козней врагов его и даст ему счастливо прожить на земле. И на одре болезни Он не оставит его Но самое ложе страдания его обратит я «ложе выздоровления» (так надо понимать 2-ю фразу в стихе 4).
Б. Молитва псалмопевца (40:5-14)
Пс. 40:5-10. Снова и снова каясь в грехе своем, Давид молит Бога об исцелении. Слова душу мою в стихе 5, возможно, подчеркивают, что не менее чем в физическом исцелении Давид нуждался в облегчении своего душевного состояния, так как страдал от сознания своей греховности. Он жалуется на безжалостность своих врагов, ожидающих его смерти (стих 6), и на лицемерие навещающих его, которые верят клеветам о нем и сами распространяют их (стих 7).
Словом «велиал» (стих 9), или «велиар», обозначались зло, смерть; апостол Павел называет им диавола (2-Кор. 6:15). В болезни Давида враги его видели знак того, что Бог покарал царя, отдав его во власть велиара.
Человек мирный в стихе 10 – это Ахитофел, один из сановников Давида, которого он особенно к себе приблизил; Ахитофел предал царя, встав на сторону мятежника Авессалома, и когда тот потерпел поражение, повесился (2-Цар. 16:20 – 17:3,23). Слова Давида в стихе 10 были впоследствии повторены Иисусом Христом применительно к Иуде (Иоан. 13:18).
Пс. 40:11-12. Давид молит Господа поставить его на ноги, чтобы он мог «воздать» врагам своим. Для него это будет знаком благоволения Его, если не даст ненавидящим Давида восторжествовать над ним
Пс. 40:13-14. Он выражает надежду, что Бог сохранит его от гибели и даст ему всегда, неизменно, служить Ему, вечно пребывая пред лицом Его. (Некоторые богословы понимают на веки в стихе 13 буквально, видя здесь упование Давида на то, что и в вечности он будет находиться вблизи Господа.)
Завершается псалом славословием в стихе 14. Им же оканчивается первый значительный раздел Псалтири (Книга 1).