Пс. 137:1-8. Горячей верой в Господа, хвалой и благодарностью Ему исполнен этот короткий псалом царя Давида. Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе (стих 1). Относительно «богов» в этом стихе высказываются разные предположения. В латинском и греческом текстах стоит не «богами», а «ангелами». в книге пророка Малахии (Мал. 2:7) как о «вестнике» Господа Саваофа, т. е. как об «ангеле», говорится о священнике.
На основании этого сопоставления можно придти к выводу, что здесь Давид славит Господа перед священниками. Известно, однако, что на страницах Библии под «богами» порой понимались судьи, или просто власть имущие (к примеру, Исх. 21:6; 22:8). Так что не исключено, что в Пс. 137:1 подразумеваются именно они. Возможно и третье: Давид славит Господа «пред языческими богами» (как бы бросая им вызов). Ведь многие в Израиле продолжали чтить их на протяжении веков, иногда наряду с Иеговой.
Во второй части стиха 2 некоторые видят косвенное свидетельство о поводе и в связи с ним о приблизительном времени написания Псалма 137. Ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего. Под «словом» при этом понимается обетование Давиду свыше о том, что от него произойдет Мессия. Такое обетование не могло не быть для него выше и больше всех милостей, которыми когда-либо благословлял его Господь («Ты возвеличил слово»), и которые побуждали его «превозносить» имена Господни как отражение тех или иных свойств Его Личности.
При таком прочтении этого места естественно предположить, что псалом был написан царем Давидом в связи с получением им упомянутого обетования, а, значит, после того, как оно было получено. Экспрессивная форма хвалы Давида (как если бы он воскликнул: «Добрые дела Твои более доброты Твоей!») объясняются безмерной благодарностью его Богу, слово Которого он продолжает благословлять и в стихе 3 – как источник утешения к ободрения для человека: Я воззвал, и Ты услышал… вселил в душу мою бодрость. В стихах 4-5 псалмопевец выражает уверенность в том, что придет день, когда все цари земные, услышав слова уст Господних и, поняв их величайший смысл, прославят Господа и воспоют пути Его. ибо велика слава (очевидно, в значении любви Его и могущества) Господня.
В стихе 6 – восхваление Господа за то, что Он, будучи столь высок (непостижим для людей и недостижим на «высоте положения Своего»), видит… смиренного и уделяет ему внимание, как узнает… и гордого, которому не обмануть Всевышнего показным смирением. Давид не сомневается в том, что посреди любых напастей… спасет его десница (правая рука – символ силы) Господня. в стихе 8 – либо та мысль, что все, что необходимо для Давида, Господь сделает для него, либо, что Он исполнит (совершит) цель, которую в отношении Давида имеет. Отсюда заключительная фраза псалма: дел рук Твоих не оставляй.
Толкование Псалма 137
Пс. 137:1-8. Горячей верой в Господа, хвалой и благодарностью Ему исполнен этот короткий псалом царя Давида. Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе (стих 1). Относительно «богов» в этом стихе высказываются разные предположения. В латинском и греческом текстах стоит не «богами», а «ангелами». в книге пророка Малахии (Мал. 2:7) как о «вестнике» Господа Саваофа, т. е. как об «ангеле», говорится о священнике.
На основании этого сопоставления можно придти к выводу, что здесь Давид славит Господа перед священниками. Известно, однако, что на страницах Библии под «богами» порой понимались судьи, или просто власть имущие (к примеру, Исх. 21:6; 22:8). Так что не исключено, что в Пс. 137:1 подразумеваются именно они. Возможно и третье: Давид славит Господа «пред языческими богами» (как бы бросая им вызов). Ведь многие в Израиле продолжали чтить их на протяжении веков, иногда наряду с Иеговой.
Во второй части стиха 2 некоторые видят косвенное свидетельство о поводе и в связи с ним о приблизительном времени написания Псалма 137. Ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего. Под «словом» при этом понимается обетование Давиду свыше о том, что от него произойдет Мессия. Такое обетование не могло не быть для него выше и больше всех милостей, которыми когда-либо благословлял его Господь («Ты возвеличил слово»), и которые побуждали его «превозносить» имена Господни как отражение тех или иных свойств Его Личности.
При таком прочтении этого места естественно предположить, что псалом был написан царем Давидом в связи с получением им упомянутого обетования, а, значит, после того, как оно было получено. Экспрессивная форма хвалы Давида (как если бы он воскликнул: «Добрые дела Твои более доброты Твоей!») объясняются безмерной благодарностью его Богу, слово Которого он продолжает благословлять и в стихе 3 – как источник утешения к ободрения для человека: Я воззвал, и Ты услышал… вселил в душу мою бодрость. В стихах 4-5 псалмопевец выражает уверенность в том, что придет день, когда все цари земные, услышав слова уст Господних и, поняв их величайший смысл, прославят Господа и воспоют пути Его. ибо велика слава (очевидно, в значении любви Его и могущества) Господня.
В стихе 6 – восхваление Господа за то, что Он, будучи столь высок (непостижим для людей и недостижим на «высоте положения Своего»), видит… смиренного и уделяет ему внимание, как узнает… и гордого, которому не обмануть Всевышнего показным смирением. Давид не сомневается в том, что посреди любых напастей… спасет его десница (правая рука – символ силы) Господня. в стихе 8 – либо та мысль, что все, что необходимо для Давида, Господь сделает для него, либо, что Он исполнит (совершит) цель, которую в отношении Давида имеет. Отсюда заключительная фраза псалма: дел рук Твоих не оставляй.