В Септуагинте и Вульгате этому псалму предшествует надпись: «До помазания». Также и ряд внутренних свидетельств в тексте, говорит в пользу того, что псалом был написан до помазания Давида на царство и, значит, скорее всего, в годы преследования его Саулом.
Пс. 26:1 Здесь мы видим выражение веры, сильной и искренней, избавляющей верующего от страха перед земными бедствиями. В Господе спасение, Он – крепкая основа жизни.
Пс. 26:2-3 Давид изображает исступленную злобу Саула против него как желание пожрать его плоть. Но враги Давида, охотящиеся за ним, преткнутся и падут. Давид надеется и верит в то, что и целый полк врагов не одолеет его, потому что на его стороне Господь.
Пс. 26:4 Любовь Давида к Господу так высока и глубока, что главное его желание – пребывать в доме Господнем во все дни жизни, т. е. иметь к нему постоянный доступ, чтобы наслаждаться духовной красотой богослужения (созерцать красоту Господню). Под «храмом» в этом стихе понимается скиния.
Пс. 26:5-6 В день бедствия Давид обрел бы полную безопасность в святилище (в потаенном месте селения Божьего), потому что в скинии враги не могли бы схватить или убить его. «Он вознес бы меня на скалу» – это выражение надежды, что Господь не оставит Своего избранника в унизительном положении гонимого, но прославит и утвердит его (стих 5). Продолжение этой же мысли в стихе 6 дополненно обещанием славословия и радостного пения в честь Господа.
Пс. 26:7-10 Уверенный в помощи Господа, Давид, тем не менее, усиливает свое молитвенное обращение к Нему (стих 7); он понимает, что желание приближаться к Господу (искать лица Его) вложено в его сердце Самим Господом (стих 8). И вот Давид вновь и вновь просит Его, чтобы Он не отвратил лица Своего во гневе (который Давид может невзначай вызвать у Него), чтобы не отверг и не оставил раба Своего (стих 9). стих 10 можно рассматривать как одно из внутренних свидетельств в пользу того, что Псалом 26 был написан Давидом до его коронации на царство. Он говорит здесь, что отец и мать оставили его, подразумевая, возможно, что и его близкие боялись показать свою любовь к нему, потому что царь Саул ненавидел и преследовал его. Но оставленный ими, Давид надеется, что он не будет оставлен Господом.
Пс. 26:11-14 Искренняя, проникновенная молитва псалмопевца достигает здесь высшей точки. Он просит у Господа чистоты и праведности, потому что враги своей злобой искушают его. Но не удастся им столкнуть его со «стези правды», заставить его совершить преступление (стих 11). В стихи 12-14 мольба Давида о том, чтобы Господь защитил его от произвола лживых и злых врагов (стих 12).
В стихе 13 выражается вера в то, что небесный Защитник даст Давиду в полной мере ощутить Свою благость на земле живых и не допустит его гибели (схождения в шеол, «землю мертвых»).
В стихе 14 псалмопевец и себя и других призывает к надежде на Господа, к укреплению в Нем.
Толкование Псалма 26
В Септуагинте и Вульгате этому псалму предшествует надпись: «До помазания». Также и ряд внутренних свидетельств в тексте, говорит в пользу того, что псалом был написан до помазания Давида на царство и, значит, скорее всего, в годы преследования его Саулом.
Пс. 26:1 Здесь мы видим выражение веры, сильной и искренней, избавляющей верующего от страха перед земными бедствиями. В Господе спасение, Он – крепкая основа жизни.
Пс. 26:2-3 Давид изображает исступленную злобу Саула против него как желание пожрать его плоть. Но враги Давида, охотящиеся за ним, преткнутся и падут. Давид надеется и верит в то, что и целый полк врагов не одолеет его, потому что на его стороне Господь.
Пс. 26:4 Любовь Давида к Господу так высока и глубока, что главное его желание – пребывать в доме Господнем во все дни жизни, т. е. иметь к нему постоянный доступ, чтобы наслаждаться духовной красотой богослужения (созерцать красоту Господню). Под «храмом» в этом стихе понимается скиния.
Пс. 26:5-6 В день бедствия Давид обрел бы полную безопасность в святилище (в потаенном месте селения Божьего), потому что в скинии враги не могли бы схватить или убить его. «Он вознес бы меня на скалу» – это выражение надежды, что Господь не оставит Своего избранника в унизительном положении гонимого, но прославит и утвердит его (стих 5). Продолжение этой же мысли в стихе 6 дополненно обещанием славословия и радостного пения в честь Господа.
Пс. 26:7-10 Уверенный в помощи Господа, Давид, тем не менее, усиливает свое молитвенное обращение к Нему (стих 7); он понимает, что желание приближаться к Господу (искать лица Его) вложено в его сердце Самим Господом (стих 8). И вот Давид вновь и вновь просит Его, чтобы Он не отвратил лица Своего во гневе (который Давид может невзначай вызвать у Него), чтобы не отверг и не оставил раба Своего (стих 9). стих 10 можно рассматривать как одно из внутренних свидетельств в пользу того, что Псалом 26 был написан Давидом до его коронации на царство. Он говорит здесь, что отец и мать оставили его, подразумевая, возможно, что и его близкие боялись показать свою любовь к нему, потому что царь Саул ненавидел и преследовал его. Но оставленный ими, Давид надеется, что он не будет оставлен Господом.
Пс. 26:11-14 Искренняя, проникновенная молитва псалмопевца достигает здесь высшей точки. Он просит у Господа чистоты и праведности, потому что враги своей злобой искушают его. Но не удастся им столкнуть его со «стези правды», заставить его совершить преступление (стих 11). В стихи 12-14 мольба Давида о том, чтобы Господь защитил его от произвола лживых и злых врагов (стих 12).
В стихе 13 выражается вера в то, что небесный Защитник даст Давиду в полной мере ощутить Свою благость на земле живых и не допустит его гибели (схождения в шеол, «землю мертвых»).
В стихе 14 псалмопевец и себя и других призывает к надежде на Господа, к укреплению в Нем.