Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1-я Паралипоменон

Ж. Перепись, произведенная Давидом, и последовавшее Божие наказание (21:1 – 22:1)

1-Пар. 21:1-7. Летописец мотивирует предпринятую Давидом перепись лишь тем, что сатана… возбудил его сделать это. Психологически он объясняет это тем, что царь захотел узнать точное число воинов, имевшихся в его распоряжении. В 2-Цар. 24:1 сказано, однако, что желание, охватившее царя, явилось следствием Божьего гнева; для Бога перепись, произведенная по указанию Давида, послужит поводом для наказания его и народа.

Противоречия с трактовкой этой акции в 2 Царств нет; Господь лишь попустил сатане ввести Давида в искушение, как Он попустил это злому духу в случае с Иовом (Иов. 1:12 и толкование На 2-Цар. 24:1-3). Из этого, однако, явствует, что власть Бога, довлеющая надо всем и вся, не выпускает из-под своего контроля и действия сатаны во вселенной.

Итак, непосредственной целью Давида было оценить свою военную мощь (1-Пар. 21:5). Божий гнев это вызвало потому, что свидетельствовало: Давид более рассчитывал на собственные материальные силы (воплотившиеся в боеспособности его армии), чем на силу Господа, действующего на его стороне. Вероятно, это осознал и сам царь, признавший, что «весьма согрешил» (стих 8).

Иоав, несмотря на свое недовольство распоряжением Давида (стих 3), должен был подчиниться ему (стих 4); обойдя весь Израиль и возвратившись в Иерусалим, он подал… Давиду список: миллион и сто тысяч израильтян и четыреста семьдесят тысяч… Иудеев – обнажающих меч. Однако в этот список не были включены левиты и вениамитяне.

Левиты – потому, что не подлежали исчислению в военных целях (Чис. 1:47-49), вениамитяне же потому, что Иоав не завершил дела, порученного ему царем, ибо царское слово противно было Иоаву (стих 6). Но, кроме того, что-то, по-видимому, случилось, что помешало ему завершить перепись; это следует из 1-Пар. 27:24, как передан этот стих на англ. языке. В англ. тексте читаем, что «Иоав… не закончил (счисления), потому что был за это гнев Божий на Израиля».

Цифры этой переписи до некоторой степени, однако, расходятся у авторов 2-Царств (2-Цар. 24:9 и толкование на этот стих) и 1-Паралипоменон. Одно из возможных этому объяснений состоит в следующем: летописец в приводимое им число – 1 млн. 100 тысяч – включил воинов постоянной (регулярной) армии, числом 300 тысяч (сравните с 800 тысяч в 2-Царств). То же и в отношении 500 тысяч иудеев в 2-Царств, по сравнению с 470 тысячами их у летописца, автор 2-Царств мог включить в «свое» число 30 тысяч воинов регулярной армии Иудеи (2-Цар. 6:1).

1-Пар. 21:8-15а. Осознав в какой-то момент свою вину, Давид стал просить у Бога прощения. И оно было ему дано, но цель Господа – наказать Израиля все-таки должна была быть осуществлена. Через пророка Гада царю была послана весть свыше о трех наказаниях, из коих он сам должен был избрать одно: голод продолжительностью три года; преследования самого Давида его врагами на протяжении трех месяцев; поражение всего Израиля эпидемией, которая будет косить народ в течение трех дней (стихи 11-12). В сущности Давид не избрал ни одну из этих трех кар, но предпочел отдать себя в руки Господа, уповая на милосердие Его. Да будет это решением Господа, а не Давида – чему должно произойти! И послал Господь язву на Израиля; и умерло – семьдесят тысяч человек.

1-Пар. 21:15б-25. Ангела, которого посылает Бог, отождествляют с Самим Богом; речь может идти о Христе до Его воплощения (сравните Быт. 16:13; 18:1-2; 22:11-12; 48:16; Суд. 6:16,22; 13:22-23; Зах. 3:1; толкование На Быт-16:7). Он явился Давиду близ гумна Орны Иевусеянина (сравните 2-Цар. 24:16), с обнаженным в руке его мечем. Увидевшие Ангела Давид и старейшины пали в ужасе и раскаянии ниц, и Давид стал просить Бога, чтобы обратил наказание на него, согрешившего, и на дом его и перестал поражать несчастных его соплеменников.

И тогда, через Гада, Ангел Господень повелел Давиду поставить на гумне Орны… жертвенник Господу для вознесения жертв умилостивления (искупления). Прежде, однако, чем исполнить это повеление, Давиду надо было приобрести у Орны его гумно. Орна… и четыре сына его, тоже видевшие Ангела, в испуге скрылись. Но затем, увидев идущего к нему царя, Орна… вышел из гумна и поклонился Давиду. Узнав о желании своего «высокого гостя», Орна выразил готовность отдать ему даром не только гумно, но и все потребное для жертвоприношения.

Но Давид не принял щедрого предложения Иевусеянина, ибо не мог и помыслить принести Господу… во всесожжение взятое даром. Он заплатил Орне около 8 кг золота. Правда, согласно 2-Цар. 24:24, Давид заплатил ему гораздо меньше, примерно 500 гр. серебра. Это «расхождение» объясняют тем, что серебро было уплачено за волов и, может быть, за гумно, а золото Давид дал Орне за все то место, т. е., вероятно, за землю, простиравшуюся вокруг гумна (значительный, видимо, надел).

1-Пар. 21:26 – 22:1. Соорудив жертвенник… Давид… вознес всесожжения, моля Бога простить его грех, и мирные жертвы – в знак благодарности и обновления своих отношений с Богом по завету. Ответ был получен благоприятный: с неба был послан огонь… на жертвенник всесожжения.

Вернуть к жизни 70 тысяч погибших (21:14) было уже нельзя, но если до исполнения Давидом повеления возвести на гумне Орны жертвенник кара была Богом лишь приостановлена (предпоследнюю фразу стих 15), то теперь Господь повелел Ангелу: возврати меч твой в ножны его (стих 27). Так что остальные жители Иерусалима были спасены благодаря посредничеству Давида.

Летописец обращает наше внимание на то, что ответ свыше царь воспринял как указание на особую отныне значимость этого места. (Из дальнейшего ясно, что он продолжал приносить там жертвы.)

Сказано, что скиния, сделанная Моисеем в пустыне, находилась в то время …о Гаваоне, однако, устрашенный явлением ангела Господня, Давид не решился пойти туда, но «взыскал» Бога на месте сооружения нового жертвенника (стихи 29-30). Очевидно, в результате всего этого переживания Давид осознал, что Бог Сам делает выбор не в пользу Гаваона, и что именно «гумно Орны» должно стать местонахождением Его центрального святилища.

Это подтверждается следующим стихом (22:1): Давид торжественно провозгласил, что отныне здесь будет Дом Господа Бога. И, действительно, годы спустя сын его Соломон воздвиг храм именно на этом месте (2-Пар. 3:1), которое впервые было освящено задолго до того, ибо это была гора Мориа, на которой Авраам предложил в жертву Богу своего сына Исаака.

3. Планы Давида относительно строительства храма (22:2-19)

Цель летописца четко вырисовывается в этих стихах. Намерению Давида построить храм он предпослал рассказ о том, как царь приобрел для этого место (21:1 – 22:1). Теперь он подчеркивает роль Давида в будущем построении храма. Автор 2-Царств ограничивается упоминанием о желании Давида возвести храм (2-Цар. 7:2,5) и сообщением о том, что ему было в этом отказано. Даже 3-Царств хранит молчание о подготовке Давидом Соломона к предстоявшему тому возведению дома Господня.

Но летописец, хотя и не отрицает того факта, что Давиду Бог не позволил построить храм имени Его (1-Пар. 17:4-12), дает понять, что царю было, однако, разрешено составить предварительные планы и подготовить необходимые строительные материалы для осуществления этого грандиозного проекта. Действия, предпринятые для этого Давидом, он описывает довольно подробно.

1-я Паралипоменон