Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1-я Паралипоменон

1. СЫНОВЬЯ ДАВИДА (3:1-9)

1-Пар. 3:1-9. Хотя «линия обетования» в потомстве Давидовом представлена Соломоном (22:9-10), для полноты картины здесь перечислены и другие сыновья Давида (3:1-9). Этот «список» следует сравнить с соответствующим ему в 2-Цар. 3:2-5. За шестью сыновьями, родившимися у Давида в Хевроне (1-Пар. 3:1-4а), следуют еще девять, родившихся в Иерусалиме (стихи 4-8 сравните с соответствующим перечнем в 2-Цар. 5:14-16, где некоторое несходство заметно лишь в разнописании ряда имен; то же видим и при сравнении с 1-Пар. 14:4-7). Четверо из шести сыновей Давида, появившихся на свет в Иерусалиме, были рождены Вирсавией (это единственный раз, когда она упоминается летописцем в его книгах).

Заметим, что Елифелет – один из трех сыновей, упоминаемых в 1-Пар. 3:6, как и Ногаг (3:7), не включены в 2-Царств, однако, вновь упомянуты в 1-Пар. 14:4-7 (толкование на эти стихи). «Наличие» двух Елифелетов (3:6,8), возможно, объясняется тем, что один из них умер, а второй, родившийся позже, получил то же имя. Может быть, и Ногаг умер, а в 2-Царств приведены лишь имена тех сыновей, которые дожили до зрелого возраста.

2. ПОТОМКИ СОЛОМОНА (3:10-24)

1-Пар. 3:10-24. Этот перечень потомков Соломона в сущности является перечнем царей Иудеи, начиная от Соломона до Седекии (стихи 10-16); потомки Соломона прослеживаются затем в период вавилонского пленения и по возвращении из Вавилона (стихи 17-24). Гофолия, царица, правившая между Охозней и Иоасом, не упомянута (стих 11) – по той причине, что была лишь политической фигурой, узурпатором трона, а не действительным представителем династии (2-Цар. 11).

С известными трудностями сталкиваемся при перечислении летописцем сыновей Иосии (стих 15). Дело в том, что первенцем его был не Иоахаз, а Иоханан, который, однако, в исторических книгах Ветхого Завета не упоминается (то ли потому, что рано умер, то ли потому, что не оставил по себе никакой памяти). Была с давних пор тенденция отождествлять Иоаханана с Иоахазом, но эта тенденция, точнее, попытка терпит неудачу при сравнении 4-Цар. 23:31,36 с 2-Пар. 36:2,5, из коего следует, что Иоахаз (здесь назван первым) был на два года моложе Иоакима (назван вторым), и, значит, первенцем быть не мог. Вообще сыновья Иосии перечислены не по возрасту их, а в соответствии с какими-то другими соображениями, в частности, по родству их по материнской линии.

Из книги Иеремии (22:11), следует, что Иоахаз, вступивший на престол сразу после смерти отца своего Иосии, носил имя Саллум. То есть в стихе 15 (русский текст) Иоахаз поставлен вместо Иоханана; Саллум же является тем же лицом, что Иоахаз. Предшествуя по времени своего рождения лишь младшему из сыновей Иосии – Седекии, Иоахаз-Саллум, тем не менее, стал царствовать первым из братьев (Иер. 22:11).

Далее летописец ведет линию «сыновей» Иехонии (1-Пар. 3:17), а потом – Федани (1-Пар. 3:18), Зоровавеля (стих 19), Ханании (стих 19), Шехании (стих 21), Шемани (стих 22), Елиоеная (стих 23) и Годавьягу (стих 24).

И тут возникает целый ряд трудностей. Первая состоит в том, что в ряде других мест Зоровавель (стих 19) назван сыном Салафиила. а не Федани (Езд. 3:2,8:5:2; Неем. 12:1; Агг. 1:12,14; 2:2,23; Матф. 1:12; Лук. 3:27). Но поскольку Федаия и Салафиил были родными братьями (1-Пар. 3:17-18), то наилучшее объяснение видится в том, что Салафиил рано умер, и его положение в династической линии перешло к его младшему брату Федани.

Вторая трудность связана с «генеалогическим списком», приводимым евангелистом Лукой, у которого Салафиил назван сыном не Асира, сына Иехонии, а Нира, чья «линия» идет не от Соломона, а от сына Давида – Нафана (Лук. 3:27-31). Объяснение, может быть, кроется в следующем: поскольку Иехонии отказано было иметь наследника своего на троне (Иер. 22:30), одна из его дочерей сочеталась браком с Ниром, сыном Мелхи (Лук. 3:27-28: Мелха из стиха 28 не то же лицо, что Мелха из стиха 24), которые вели свою линию от Нафана. Но юридически Салафиил, как внук Иехонии, обретал свое законное место в династии Давида через Соломона; эта точка зрения поддерживается евангелистом Матфеем (Матф. 1:6-12).

Третья трудность возникает в линии Зоровавеля. Летописец перечисляет семь сыновей Зоровавеля и дочь его (1-Пар. 3:19б-20). Но ни один из них не приводится в родословиях Матфея или Луки. Матфей, прослеживающий линию Иисуса от Давида через Соломона, пишет, что сыном Зоровавеля был Авиуд (Мат-1:13). Лука, ведущий линию Иисуса через Нафана (сына Давидова) называет сыном Зоровавеля Рисая (Лук. 3:27).

Можно, конечно, предположить, что Салафиил и Зоровавель, называемые Лукой, – не те же лица, что Салафиил и Зоровавель, упоминаемые в 1-Паралипоменон, и что Лука ведет родословие Марин прямо от Давида через Нафана (линия, не имеющая других точек пересечения с генеалогией, приводимой летописцем); толкование на Лук. 3:27. Это механически сняло бы не только объяснение «второй трудности», но и самую трудность. Правда, известное расхождение между 1-Пар. 3:19б-20 и Матф. 1:13 и в этом случае остается.

Можно допустить, что «Авиуд» – это второе имя одного из семи сыновей Зоровавеля, перечисленных в 1-Паралипоменон, или что имя Авиуда просто выпущено из этого перечисления. Такое, действительно, возможно, и это следует из 1-Пар. 3:22, где летописцем сказано, что Шемаия имел шесть сыновей, после чего названо лишь пять имен.

1-я Паралипоменон