Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1-я Паралипоменон

3. Генеалогии шести северных племен (глава 7)

1. ИССАХАР (7:1-5)

1-Пар. 7:1-5. Потомство этого колена не прослеживается до конца. Сказано, что у Иссахара было четверо сыновей, и это соответствует сказанному в Быт. 46:13 и Чис. 26:23-25, однако, летописец «идет далее», выделяя линию Фолы. Из каких-то соображений он, кроме того, приводит цифровые данные, сообщая, что во дня Давида воинов, происходивших от Фолы, было двадцать две тысячи и шестьсот (1-Пар. 7:2); от Уззия – тридцать шесть тысяч (1-Пар. 7:4), а всего в колене Иссахаровом – восемьдесят семь тысяч (стих 5), включая 28400 воинов из непоименованных кланов.

2. ВЕНИАМИН (7:6-12)

1-Пар. 7:6-12. Это родословие, непосредственно подводящее читателя к началу «эры Давида», пространно представлено в главе 8, здесь же рассматривается вкратце, наряду с родословиями других северных племен. Хотя в Быт. 46:21 поименовано десять сыновей Вениамина, а в Чис. 26:38-41 – пять, автор 1 Паралипоменон называет троих (1. Пар. 7:6-7) и пятерых (8:1-2). (толкование на 8:1-5, где высказывается предположение, что 10 «сыновей» Вениамина (Быт. 46:21), вероятно, включали и какое-то число его внуков.)

Первые два сына – Бела и Бехер упоминаются и в Быт. 46:21, но Иедиаил нигде более не упомянут, если только он не то же самое лицо, что и Ашбел (Быт. 46:21; Чис. 26:38; 1-Пар. 8:1). «Усеченность» этого списка в 1-Пар. 7:6-12 явствует и из того, что в нем указаны лишь пятеро сыновей Белы, тогда как в 8:3-5 их названо 9. С другой стороны, 9 сыновей Бехера (7:8) вовсе не упомянуты в главе 8. Как и сын Иедиаила – Билган (7:10). Преимущественное внимание к потомкам Белы в главе 8 объясняется, конечно, тем, что из этого клана вышел Саул (8:33).

Шупим и Хупим и их потомки происходили от Ира (7:12), сына Белы (стих 7, где назван Ири; полагают, что он и Ир – одно и то же лицо).

Хушимиты вели свою линию от Ахера, сына Вениамина (если Ахер – то же, что Ахирам в Чис. 26:38, и Ахрай – в 1-Пар. 8:1).

Данные переписи показывали 22034 воина в кланах сынов Белы (7:7). 20200 – у сыновей Бехера (7:9) и 17200 – у сыновей Иедиаила (7:11) В целом способных сражаться на войне было в среде Вениамина 59 тысяч 434 человека, и цифра эта представляется многим исследователям Библии завышенной – в свете того, что в дни судей колено Вениаминово сократилось, в результате междуусобной войны, до 600 человек (молодых мужчин; Суд. 20:44-48). Однако примерно 400 лет отделяло ту войну от дней, когда царь Давид произвел перепись (1-Пар. 21:1-7), так что не так уж невероятно, что 600 семей умножились за это время настолько, что могли выставить около 60 тысяч воинов.

3. НЕФФАЛИМ(7:13)

1-Пар. 7:13. Имена перечисленных здесь сыновей Неффалима соответствуют названным в Быт. 46:24 и в Чис. 26:48-49.

4. МАНАССИЯ (7:14-19)

1-Пар. 7:14-15а. Родословие Манассии в книге Бытие не приводится, поскольку в то время Манассия рассматривался лишь как продолжатель рода Иосифа. У Манассии и его сирийской наложницы был сын Махир (сравните стих 176, а также Чис. 26:29; Иис. Н. 17:1), положивший начало клану Галаада (Чис. 26:29; 36:1).

Потомок Манассии, по имени Асриил, очевидно, происходил по линии вышеупомянутой сирийской наложницы Манассии, которая Асриилу была, однако, не матерью, а прабабушкой, ибо Манассия, судя по Чис. 26:29-31, приходился ему прадедом. В 7:15-16 речь может идти о двух «Маахах» – сестре Махира и его жене. К такому выводу можно придти на основании еврейского оригинала, к сожалению, в этом месте испорченного.

1-Пар. 7:15б-19. Несмотря на упомянутую трудность в прочтении еврейского манускрипта, «имя второму Салпаад», очевидно, следует понимать в том смысле, что Салпаад был еще одним потомком Манассии по линии Махира, примечательным тем, что совсем не имел сыновей (Чис. 36:1-9; пять его дочерей названы по именам в Иис. Н. 17:3).

Хотя «в центре» этого родословия стоят Махир и его потомки (населявшие территорию, которая отведена была Манассии в Трансиордании), отпрыски Манассии на западном берегу Иордана представлены здесь сестрой Махира – Молехеф, с ее сыновьями, а также четырьмя сыновьями Шемиды (7:18-19), упомянутым Салпаадом с его дочерьми, и, вероятно, Асриилом с его потомством (стих 14; Иис. Н. 17:2-6).

5. ЕФРЕМ (7:20-29)

1-Пар. 7:20-24. Перечисление потомков Ефрема, второго сына Иосифа, заканчивается на Иисусе Навине (стих 27), славном преемнике Моисея. Шутелах, сын Ефрема, судя по Чис. 26:35-36, стоял во главе основного клана ефремлян, который прослеживается здесь в шести поколениях; последним назван второй в этом роду Шутелах.

Лишь затем названы два других сына Ефрема (именно сына, а не потомка) – Езер и Елеад; они-то и были убиты филистимлянами из Гефа еще при жизни евреев в Египте (стихи 21-22), что следует из того, что сам Ефрем был рожден в Египте, до наступления там голода, предсказанного его отцом Иосифом (Быт. 41:50-52).

Вероятно, израильтяне, и переселившись в Египет, не теряли связей с Ханааном, возможно даже обрабатывали там землю и пасли скот. В поддержку такого предположения говорит тот факт, что дочь Ефрема Шеера основала в Ханаане два поселения – Беф-Орон… и Уззен-Шееру. Все это, повторяем, могло иметь место лишь во время пребывания евреев в Египте (прежде 1200 года до Р. Х.). Упомянутые филистимляне, очевидно, пришли в Египет, чтобы расправиться с сыновьями Ефрема, пытавшимися захватить стада их.

1-Пар. 7:25-29. Отдаленным потомком Рефая, сына Ефрема, стал Иисус Навин. То обстоятельство, что между ним и его праотцем Ефремом лежало восемь поколений, тоже свидетельствует о том, что убийство двух сыновей Ефрема и основание его дочерью двух поселений в Ханаане имели место во время пребывания Израиля в Египте. В стихах 28-29 говорится о владениях, которые Ефрем получил после завоевания Ханаана. Примерные границы его территории простирались от Вефиля на севере до Изреельской долины и от р. Иордан до Средиземного моря. Начало стих 29 можно прочитать как «у границы с территорией Манассии».

6. АСИР (7:30-48)

1-Пар. 7:30-40. Начало этого «списка» параллельно Быт. 46:17 и Чис. 26:44-46, но имена от Бирзаифа (стих 31) до Риции (стих 39) перечислены только тут. Все названные здесь вожди племен и военачальники, командовавшие войском, числом двадцать шесть тысяч человек, происходили от Асира (стих 30). Представляется, что Гелем из стиха 35 – то же лицо, что Хофам из стиха 32.

1-я Паралипоменон