Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

3) Иов укоряет троих и требует, чтобы они выслушали его (13:1-19).

Иов. 13:1-4. Обо всем, что говорит, Иов говорит потому, что слышал об этом или видел своими глазами и делал выводы из виденного и слышанного (стих 1). А то, что известно о Боге его друзьям, известно и ему: не ниже я вас, повторяет Иов (сравните 12:3). Но не к ним, а к Вседержителю хотел бы он говорить, с Ним обсудить дело свое, потому что, хоть и знает он не меньше своих друзей, истинной причины страданий своих не понимает, как не понимают ее и они.

Обвиняя его в несуществующих грехах, они выдумывают, плетут несуразицу (сплетчики лжи; стих 4); строя предположения о его вине и рассуждая в этой связи о божественной премудрости, они приносят Иову так же мало пользы, как горе-врачи больному, недуга которого не понимают, и, соответственно, не имеют для него лекарства (стих 4).

Иов. 13:5-12. Уж лучше бы они молчали: это послужило бы знаком их мудрости! – восклицает Иов и призывает Елифаза, Вилдада и Софара прислушаться к его рассуждениям и вникнуть в ход их (стих 6). Не следовало бы им защищать правосудие Божие, придумывая неправду, и ради Бога настаивать на лжи, лицемерить. Ибо Бог, Которому ложь ненавистна (Пс. 30:19; 51:6-7; 58:13) и Которого нельзя обмануть, как обманывают человека (стих 9), строго накажет их за это (стих 10).

Хорошо ли им будет тогда (стих 9), неужели они этого не боятся? (стих 11). Попытки друзей заставить его «вспомнить» о своих грехах Иов образно сравнивает с бесполезным пеплом, на котором он сидит, а суждения их уподобляет (по их сомнительности и ненадежности) крепостям, сооруженным из глины (стих 12).

Иов. 13:13-19. Бесстрашие, отчаяние, надежда – все эти чувства попеременно владеют Иовом. Вот он готов говорить, что бы ни постигло его (стих 13). Смысл сказанного им в стихе 14 и 15 в том, что да, он подвергает риску еще большего страдания тело свое и душу свою – риску гибели (стих 14), но делает это потому, что продолжает надеяться, хотя не может не сознавать, что Бог убивает его (стих 15). И потому, что отстоять свою правоту пред лицом Его, ему, Иову, крайне необходимо (стих 15). Надежда же его на то, что Всевышний все-таки оправдает его, ведь он знает, что лицемер не рискнет говорить с Ним откровенно, как хочет этого Иов, и, следовательно, в этом уже – залог его оправдания (стих 16).

При сравнении стих 15, 18, 19 со словами Иова в 9:28 остро ощущается упомянутая смена его настроений, его мучительные колебания (отчаяние – 9:28 и 11:15; надежда – 11:15; уверенность в своей правоте – 11:18). И всему этому сопутствует жажда оправдаться в глазах Божиих – 11:15, 19. Потребность эта настолько велика в нем, что умолкнуть он готов только в том случае, если кто-то докажет ему его вину. Тогда он готов замолчать и умереть. Именно такое прочтение стих 19 представляется наиболее правильным.

б. Обращение Иова к Богу (13:20-28)

Иов. 13:20-28. Здесь Иов обращается к Богу непосредственно. Он просит дать ему возможность говорить к Нему, не изнывая от боли (Удали от меня руку Твою; стих 21) и не дрожа от страха (ужас Твой да не потрясает меня; там же) – ведь то и другое мешает собраться с мыслями и ясно выразить их. Иов готов выступить в «суде», о котором просит, и в качестве обвиняемого и в качестве истца (буду отвечать, или… Ты отвечай мне; стих 22). Но почему же Господь не откликается на его зов и продолжает считать его врагом? (стих 24).

Почему не хочет перечислить Иову пороки его и грехи, и показать ему, в чем беззаконие его? (стих 23) Почему Он, всесильный, преследует его, бессильного и ничтожного? (Иов сравнивает себя с сорванным листком и сухой соломинкой; стих 25.) Не объяснив ему его вины, Он выносит ему безжалостный приговор (пишет горькое; стих 26). Какая этому причина? Не за грехи ли юности его, совершенные по легкомыслию, Бог карает его теперь? (стих 26) В настоящем Иов не знает за собой грехов, которые заслуживали бы такого наказания.

Ноты страха и отчаяния вновь прорываются в словах страдальца в стихах 27-28. Почему Бог уподобляет его узнику, лишенному свободы двигаться и дышать? В стихе 28 Иов говорит о самом себе, уподобляя себя «распадающейся гнили» и «одежде, изъеденной молью».