Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

в. Иов о Божией мудрости (глава 28)

В этой главе Иов говорит о неспособности человека полностью постичь мудрость Божию (сравните 26:14), и, следовательно, все «пути» Его. В излагаемых им мыслях, несомненно, содержится возражение троим его оппонентам, которые претендовали на полное понимание действий Бога в жизни Иова. Логическую связь этой главы с предыдущей можно проследить в том, что Иову причина гибели нечестивого (глава 27) видится в непрочной основе его благосостояния.

Ибо оно строится на стремлении к тленным земным богатствам и на обладании ими, тогда как прочная основа человеческого существования – в страхе Господнем (28:28). В нем – спасительная премудрость, которая грешнику, однако, недоступна. Известная только Богу, она открывается тем людям, которые уповают на Него.

Отдав дань человеческой мудрости (у Иова она предстает в красочном описании того, как люди извлекают из земли скрытые в ней природные сокровища), он переходит к премудрости Божией, к разуму духовному, «местонахождение» которых открыть несравненно труднее чем залежи драгоценных руд и камней.

Иов. 28:1-11. Неточная жила… серебра – место естественного его выхода на поверхность.

Железо добывают из земных недр (хотя начало железного века относят примерно к 1200 г. до Р. Х. – тогда из железа стали повсеместно производить орудия труда и войны, известно оно было задолго до этого;, к примеру, Быт. 4:22); из руды выплавляют медь.

Смысл стих 3 в том, что человек научился находить нужные ему руды в земле; во мрак ее недр он вносит источники света, и тщательно разыскивает камень.

В стихе 4 – описание спуска рудокопов в шахты, вырытые вдали от населенных мест Спускаясь туда с помощью веревок или каких-то иных приспособлений, они повисают на них и раскачиваются (висят и зыблются).

В поисках металлов и минералов землю роют как в вертикальном направлении, так и по горизонтали: она вся внутри изрыта, и в ней находят «камешки» сапфира и крупинки золота (стихи 5-6). Все эти сокровища залегают на такой глубине, что не видны ни далеко видящему орлу (в русском переводе – хищная птица), ни коршуну. Места залегания их, далеко расположенные от человеческих поселений, не попирали ни скимны (львы) ни шакалы (стихи 7-8).

Люди же, работающие там, научились разбивать гранитные породы и производить обвалы в горах (стих 9), пробивать в скалах тоннели (стих 10), отводить в сторону мешающие работе подземные воды. Все это ради того, чтобы вывести на поверхность подземные сокровища (стихи 9-10).

Иов. 28:12-19. Здесь заключена очень важная мысль: человеческой мудрости подвластны земные знания, но высшая мудрость (премудрость) не… на земле… обретается, и ни за какие земные сокровища приобрести ее невозможно. Евр. хохма, переведенное как «премудрость», предполагает проникновение в глубинную суть вещей к те духовные познания и связанные с ними нравственные критерии, которые положены в основу человеческого существования (стихи 12-13).

Бездна (стих 14) соответствует здесь понятию подземных рек и водных источников (Быт. 49:25 и толкование на этот стих). Следует перечисление драгоценных металлов и камней и подводных сокровищ (стих 18), на которые не купить «премудрости»; кристалл в стихе 17 – это стекло, почитавшееся на древнем Востоке предметом роскоши. «Топазом Ефиопским» в стихе 19 названы желто-оранжевого цвета алмазы, которые по имеющимся свидетельствам находили в Эфиопии Ср со схожими оценками мудрости в Прит. 3:13-15; 8:1; 16:16.

Иов. 28:20-27. Стих 20 близок по звучанию к стих 12. однако, здесь вопрос ставится более конкретно: откуда же исходит премудрость? и где место (источник) разума? Как, каким образом обрести их? Пробуя ответить на поставленные им вопросы, Иов вновь говорит о том, что сокрыта она (премудрость) от очей всего живущего, и птицы, которые повсюду летают и далеко видят с небес, не могли бы ответить, где она утаена.

И в царстве смерти (толкование на 26:6) лишь слышали о ней (стих 22). Знает же о ней все только Бог, вездесущий и всеведущий, провозглашает Иов (стихи 23-24).

Замечательны по смыслу своему стихи 25-27. Премудрость была тем, чем руководствовался Господь, творя вселенную. В гении Творца она и проявилась в полную меру. «Бог видел премудрость» (стих 27) понимают иногда в том значении, что она была перед Ним как идеальный прообраз творения. В созданном Им Он… явил ее и придал ей характер вечного закона (приготовил ее); и еще испытал ее может означать, что способность сотворенного мира к существованию и развитию убедили Бога в том, что установленные Им законы «действуют». поэтически звучащие и по мысли своей совпадающие со сказанным здесь стихи в книге Притчей (Прит. 8:22-30).

Иов. 28:28. И тут Иов заявляет, что то, что нужно знать человеку о премудрости, Бог сказал ему: это страх Господень… и удаление от зла. «Страх», т. е. почитание Господа и подчинение Ему, – вот та основополагающая идея, которую осуществил Бог при сотворении человека. Человек должен «удаляться от зла» – отвергать его и жить в согласии с законами Божией святости.

Обвинители Иова настаивали на том, что он Бога не боится и от греха «не удаляется», а, значит, мудрость ему не присуща. Но из того, что говорил Иов в главе 28 (особенно в последней ее части) следует иное: он всегда испытывал благоговейный страх перед Богом и ненавидел грех (Прит. 8:13). И это соответствует тому, что говорит об Иове Сам Бог (1:1,8; 2:3).

Заключительный стих главы 28 связывает ее со следующей главой, где Иов приводит «аргументы» в пользу своей богобоязненности, и с главой 31, где он перечисляет свидетельства того, что зла он не совершал и грех всегда был чужд ему.