Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

г. Заключительный монолог (главы 29-31)

1) Иов о своей былой славе (глава 29). Поскольку трое его посетителей молчали, Иов продолжал говорить. Он вспоминал былое, и речь его, поэтически-торжественная, исполнялась все большей горечи. В этих главах Иов как бы подводит черту под всем сказанным им ранее, по-прежнему настаивая на том, что не делал злого, а доброе делал, и нынешней кары своей, причины которой не понимает, он не заслужил.

Иов. 29:1-6. Иов с тоской говорит о «прежних месяцах» (стих 2; сравните 7:3), из чего можно заключить, что к тому моменту в бедственном состоянии своем он пребывал, по крайней мере, несколько месяцев. До того, как все это случилось, Бог хранил меня, восклицает он. О, если бы то время можно было вернуть!

Время, когда милость Божия была для него тем же чем светильник… среди тьмы: она освещала его жизненный путь, была ему в помощь и в защиту. Вседержитель был и те дни с Иовом, и дети его, все его погибшие дети, были тогда рядом с ним. Образы молока и елея в стихе 6 – символ изобилия, которому радовался Иов.

Иов. 29:7-11. Иов вспоминает об уважении, которым пользовался как один из судей (на древнем Востоке почтенные мужи города или селения решали дела обращавшихся к ним соплеменников на площади у ворот; стих 7; сравните Втор. 21:19; 22:15; Иис. Н. 20:4); вероятно, тем, что на протяжении многих лет Иов сам был среди тех, которые «вершили суд», объясняются частые «юридические термины» в его речи.

Он пользовался уважением не только у молодых людей, которые отступали в сторону при его появлении (юноши… прятались; стих 8), но и людей пожилых, которые, завидя его, вставали и оставались стоять. Даже знатные умолкали, когда начинал говорить Иов, со вниманием выслушивая его мнение, ибо сознавали мудрость его (стихи 9-10; сравните стихи 21-23). (Как отличалось их поведение от поведения нынешних «словоохотливых» собеседников Иова!) Все слышавшие Иова хорошо отзывались о нем («ублажали» его), восхваляли его (стих 11).

Иов. 29:12-17. Почему же пользовался Иов таким высоким уважением? Да по той причине, что, вопреки обвинениям Елифаза (22:6-7,9), сострадал попавшим в беду и беспомощным (стих 12), так что и умиравший благословлял его (стих 13). И потому, что всегда был справедлив (он «облекался» в правду и справедливость (по-русски – суд; по-еврейски здесь слово мишфат, т. е. «решимость стоять за правду против неправды»); увясло значит головной убор, тюрбан).

Слепым Иов заменял глаза, а хромым служил, вместо ног, и отцом был нищим (все это характерные для образной восточной речи выражения активного сострадания и безотказной помощи); внимательно… разбирал Иов и тяжбы людей, которых лично не знал (стих 16). И во всех случаях был безоговорочно строг к беззаконному, никогда не оставлял ему возможности утаить похищенное, но принуждал возвратить его (стих 17).

Иов. 29:18-20. Представление о неизменных благословениях свыше как о земном воздаянии за благочестие и совершение добрых дел побуждало Иова твердо рассчитывать на то, что дни его будут многочисленны, как песок, и стабильной будет жизнь его (корень мой открыт для воды, постоянно питающей его); роса – символ процветания (стихи 18-19). Он рассчитывал на то, что слава будет сопутствовать ему до конца жизни, и физические силы не скоро иссякнут в нем (образ «крепкого лука в руке»; стих 20).

Иов. 29:21-25. Слова воспоминаний о былой славе льются и льются из сердца Иова. Он вспоминает о том, как ценили его совет сограждане: они внимали ему и не прерывали его речей (ожидали), и к сказанному им не имели, что добавить (безмолвствовали… не рассуждали); слова его они впитывали в себя, как животворящие капли дождя, и ждали их, как ждут дождя «позднего», или весеннего (в марте-апреле); стихи 21-23; сравните Втор. 11:14; Иер. 3:3. Когда Иов улыбался, сограждане почитали это за честь для себя, которой едва верили, и никто не решался чем-нибудь огорчить его («омрачить лицо его»; стих 24). Свое положение среди них Иов сравнивает с положением царя в кругу его воинов.