Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

в. Первый ответ Елиуя Иову (глава 33)

Как это показано в «Обзоре речей Елиуя», молодой богослов дал Иову ответ на жалобы его, сведя их к трем основным. Начинает Елиуй с ответа Иову на то, что Бог будто бы молчит.

1) Итак, слушай, Иов (33:1-7).

Иов. 33:1-5. Примечательно, что Елиуй обращается к Иову подчеркнуто лично, неоднократно называя его по имени (стихи 1,31; 37:14), или ссылается на имя его, говоря о нем в третьем лице (к примеру, 32:12; 34:5 и др.), что совершенно нехарактерно для «трех друзей». Упомянутая особенность речей Елиуя – одно из свидетельств искренности их и горячности. Он призывает Иова говорить «на равных», исходя из того, что оба они сотворены Вседержителем (стихи 4-5).

Иов. 33:6-7. В стихе 6 – продолжение мысли о равенстве Елиуя и Иова перед Богом, на этот раз – физическом: Я образован также из брения (из глины). Вместо Бога в первой фразе стих 6 следует читать как «перед Богом»; ясно, что Елиуй не мыслил себя в качестве «заместителя» Всевышнего, но хотел подчеркнуть, что он и Иов равны перед Богом. Отсюда следует, что Иову не надо испытывать страха и смущения перед ним, Елиуем (стих 7). Рука моя не будет тяжела для тебя (в значении «я не стану давить на тебя и «критикой» своей пригибать тебя к земле», как это, подразумевается, делали «трое» в черствости их и высокомерии).

Образ руки, которую Елиуй предлагает Иову, рассматривают и как образ его посредничества между ним и Богом. (В этом, возможно, смысле и употреблено в еврейском оригинале выражение, которое некоторыми переводчиками на другие языки передано как «вместо».) Если исходить из такого понимания текста, то одну свою руку Елиуй хотел бы возложить на Иова, а другую – «положить на небо». Однако, если первое ему было дано, то второе – нет. Поэтому-то все, что Елиуй говорил, хоть и было «шагом вперед» в направлении истины (по сравнению с речами «троих»), оставалось «речами человеческими», посредничеством человека, а в нем Иов не нуждался. его слова в 9:33 – «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас». И в 13:3 – «Но я к Вседержителю хотел бы говорить».

Обзор речей Елиуя:

Сетования Иова Ответы Елиуя
1. Бог молчит, не отвечает мне (13:22; 33:13) Первая речь: Бог говорит – порой в сновидениях и в болезни (глава 33)
2. Бог несправедлив; Он не дает мне облегчения в страданиях (19:6 – 7:27:2: сравните 34:5-6) Вторая речь: Бог справедлив (глава 34)
3. Бог равнодушен (к добру и злу): иначе Он вознаградил бы меня, невиновного (10:7; сравните 35:3) Третья речь: Бог выше мира, но слышит и видит происходящее в нем (глава 35)

Много их, учителей, пользовавшихся мировой известностью, «человеческих посредников» – появлялось в истории. Среди самых известных были Будда и Магомет. Но и они и другие клали «свою руку» только на человека, и поэтому достичь действительного соединения человека с Богом не могли. По силам это оказалось лишь Тому, Кто приходил на землю как совершенный Богочеловек, как живое Слово Божие. Имя Ему – Господь Иисус Христос.

2) Елиуй подводит итоги обвинениям Иова против Бога.

Иов. 33:8-11. По словам Елиуя, он вслушивался в звук каждого слова, произносимого Иовом: Ты говорил (их и) в уши мои, и я слышал… (стих 8). В дальнейшем Елиуй действительно то и дело ссылался на сказанное Иовом (Таблицу «Елиуй ссылается на слова Иова»), и это давало ему право на объективный анализ его позиции. Вкратце она сводилась к тому, что Иов объявлял себя невиновным и сетовал на несправедливое отношение к себе со стороны Бога, Который считает его Своим противником и уподобил закованному в колоду узнику (стихи 9-11).

3) Елиуй: человеку не следует «состязаться» с Богом (33:12-33).

Иов. 33:12-13. Вот в этом (в том, что Бог считает тебя «противником» и несправедлив к тебе – стихи 10-11) ты неправ, восклицает Елиуй. Вседержитель не может враждовать с тобою прежде всего потому, что Он выше человека. Иов считает, что Бог «скрывается от него» (13:24), но и это неверно, поскольку Он никому из людей не дает отчета ни в каких делах Своих.

Зачем же Иову, который и сам догадывается об этом (9:12) и сознает все превосходящие власть и премудрость Бога, вступать в «состязание» с Ним? (стих 13) Если «Бог выше человека», то не следует ли из этого (подразумевает Елиуй), что Иов, как и всякий человек, обладающий ограниченным разумом, просто не может понять смысла и мотивов действий Творца! Люди, возможно, полагают, что они продиктованы Его враждебностью к ним, но на деле это не так.

Елиуй ссылается на слова Иова

Первая речь Елиуя: 33:9а «Чист я» (сравните 6:10; 9:21; 10:7; 12:14; 16:17; 31:6) 33:9б «Без порока» (сравните 13:23; 23:11) 33:9в «Невинен я, нет во мне неправды» (сравните 9:20-21; 10:7а; 27:8) 33:10а «А Он нашел обвинение против меня» (сравните с 10:6) 33:10б «Считает меня Своим противником» (13:24; 19:11) 33:11а «Поставил ноги мои в колоду» (сравните 13:27) 33:11б «Наблюдает за всеми путями моими» (сравните с 7:17-20; 10:14; 13:27)

Вторая речь Елиуя: 34:58 «Я прав» (сравните с 9:15,20; 27:6) 34:56 «Но Бог лишил меня суда» (отказывает мне в правосудии (сг. 19:6-7; 27:2) 34:68 «Должен ли я лгать на правду мою?» (сравните 27:5-6) 34:66 «Я страдаю без вины» (смысл фразы); (сравните 10:7; гл 31) 34:8 «Нет пользы человеку в благоугождении Богу» (сравните 21:15)

Третья речь Елиуя: 35:2 «я правее Бога» (Елиуй подразумевает, что Иов считает себя «правее Бога», так как стоит за справедливость воздаяния, тогда как Бог карает невинных наряду с виновными; сравните 9:22-23)

Четвертая речь Елиуя: 36:23 «Ты (Бог) поступаешь несправедливо» (сравните 19:6-7)

Иов. 33:14-18. Да, Бог не отчитывается в Своих мыслях и делах перед людьми, ибо они не могут понять их, и все-таки, утверждает Елиуй, Он говорит с ними и раз… и, если того не заметят… другой (стих 14). В частности, во сне, в ночном видении, или когда человек охвачен дремотой, Он открывает у человека ухо (образ ниспослания ему откровения) и, чтобы тот не забыл наставления свыше запечатлевает его (буквально – «налагает печать» на то, подразумевается, что «внедрил» в него во сне или через видение); стихи 15-16.

Цель таких откровений, продолжает Елиуй, предостеречь человека от опасного предприятия, греховного поступка или действий, продиктованных гордостью, – с тем, чтобы сохранить ему жизнь (стихи 17-18; пропасть в стихе 18 употреблена в значении «могилы»). (Заметим, что если в ветхозаветное время Бог довольно часто говорил к людям во сне, в видениях или через пророков (Евр. 1:1), то в новозаветное время говорит к нам через Христа, Который есть живое Слово (Евр. 1:2), и Библию – «богодухновенное Писание»; 2-Тим. 3:16.)

Иов. 33:19-22. И к мучительным для человека «способам вразумления» прибегает Бог, замечает Елиуй. Он говорит к нему, поразив его болезнию… и жестокою болью, так что тот теряет аппетит, я остаются от него «кожа да кости»; и жизнь его готовы взять ангелы смерти (в таком звучании окончание стих 22 ближе к подлиннику).

Иов. 33:23-24. Тут скорее Ангел – посредник (евр. мелиц). Если среди множества («тысячи» ангелов найдется «посредник» для сраженного болезнью грешника, который укажет ему на прямый (праведный) путь для него, т. е. на путь покаяния и веры как средство избавления от страдания, то и Бог умилосердится над ним и повелит сохранить человеку жизнь. Очевидно, «умилостивлением» (или «выкупом») для Бога послужат в этом случае пережитые грешником страдания и его раскаяние. (Заметим, что в отличие от Елифаза, не верившего в помощь (и посредничество) ангелов (5:1), Елиуй верил в него.)

Иов. 33:25-28. В результате посредничества ангела грешнику будет возвращено здоровье, какое он имел в юности, а главное – праведность его. Он станет духовно сильным и будет постоянно подкреплять себя молитвой Богу и пользоваться милостью Его. (сравните сказанное здесь со схожими словами Елифаза в 22:26 и Вилдада – в 8:6,21.) Другим людям он станет говорить, что за грехи свои он, хоть и был наказан, но еще недостаточно (я… превращал правду, и не воздано мне; стих 27; сравните 11:6), однако, Бог, в милости Своей, спас его от смерти, и, вот, он снова видит солнечный свет (стих 28).

Мысль Елиуя сводится здесь к тому, что тяжкое страдание может привести человека к еще более глубокой вере в Бога, сделать его Божиим свидетелем перед другими людьми.

Иов. 33:29-30. Продолжение той же мысли. К подобным испытаниям, но для блага человека, а не из вражды к нему, Бог может прибегать неоднократно на протяжении его жизни (как и к откровениям – ради предостережения и наставления его), говорит Елиуй. Следовательно, неправ Иов, видящий в постигающих людей бедствиях лишь выражение гнева Божия.

Иов. 33:31-33. Настроенный к Иову (в отличие от «троих») благожелательно и сочувственно, Елиуй, с одной стороны, хочет научить его мудрости (Внимай… слушай… я научу тебя; стих 31,33), т. е. своему пониманию смысла бедствий и их «назначения», а, с другой стороны, хочет знать мнение Иова по поводу того, что он станет ему говорить (его оправдания; стих 32).

Итак, для Елиуя страдание, хотя оно и сопряжено с грехом (стих 27), выполняет скорее «защитную» чем карательную функцию. Елифаз, Софар и Вилдад утверждали, что Бог насылает на людей бедствия, чтобы покарать их; Елиуй же говорит, что Бог делает это с целью наставления и вразумления. Он подчеркивает, что страдание способствует «отвращению от греха» и таким образом спасает от смерти, которую грех за собою влечет. Однако в случае Иова – в той или иной степени – ошибались все четверо, ибо все они исходили из того, что страдания людей всегда сопряжены с их согрешениями.

В конце-концов Бог заговорил к Иову (главы 38-41), заговорил непосредственно, не через ангела. И Иов испытал радость еще более близкого и глубокого общения с Ним (42:5-6,9), и Он дал ему насладиться долгой и полной жизнью (42:10,12,16).

2. ВТОРАЯ РЕЧЬ ЕЛИУЯ (глава 34)

Поскольку Иов хранил молчание (сравните 33:23), Елиуй продолжал говорить. В своей второй речи он отстаивает справедливость Вседержителя, возражая на утверждения Иова, будто он – несправедлив. Вначале Елиуй обращается ко всем слушающим его (стихи 2-15), а, начиная со стихом 16, – преимущественно к Иову, желая привлечь его особое внимание к своим словам.