Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

2. ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ (2:1-10)

а. Вторая клевета сатаны (2:1-6)

Иов. 2:1-4. Текст стихов 1-3 (за исключением окончания стих 3) дословно совпадает с текстом в 1:6-8. Но если в 1:9-10 сатана обвиняет Иова в скрытых мотивах его благочестия, то в последней фразе стих 3 Бог парирует клевету сатаны, заявляя, что злой дух стремится погубить Иова безвинно. Несколько загадочно звучит ответ сатаны Господу в 2:4. Выражение кожа за кожу могло возникнуть из древней торговой практики, когда, вместо денег, было в обычае платить за товары шкурами (кожами) животных.

Смысл этого выражения здесь, возможно, в том, что «сделка» между Богом и Иовом все еще «приемлема» для последнего, так как гибель детей и потеря имущества для Иова все-таки не то же самое, что потеря собственной жизни (за которую отдаст человек все, что есть у него). Жизнь Иову Господь сохранил, и потому патриарх, чтобы не умереть самому, стерпел, удержался от хулы на Всевышнего (2:9 и толкование на этот стих) и даже поклонился Ему. То есть опять-таки воздал Ему хвалу из эгоистического, корыстного побуждения.

Иов. 2:5-6. Сатана предполагает, что, подвергшись физическому страданию, Иов не выдержит и проклянет Господа (сравните 1:11; толкование на этот стих). И тогда Господь позволил сатане подвергнуть тело патриарха болезни и страданию, но душу его повелел сберечь, т. е. не лишать его жизни. Бог знал, что и в этом случае Иов не отречется от Него.

б. Второе нападение сатаны (2:7)

Иов. 2:7. Словом «проказа» в русском тексте Библии переданы два еврейских слова – те же, которые находим в Исх. 9:8-11 (переведены как «воспаление с нарывами») и в 4-Цар. 20:7 (переведены как «нарыв»). Некоторые полагают, что Иова поразила оспа. Другие видят тут какое-то иное кожное заболевание. Чаще всего указывают на «пемфигус фольяшес», или «пемфигус листвичный» (ниже).

Так или иначе, тело страдальца от подошвы… по самое темя покрылось болезненными наростами, чешуйчатыми струпьями и воспаленными, кровоточащими болячками, которые страшно чесались (стих 8). В ранках стали заводиться черви (7:5). Можно предположить, что, помимо всего прочего, больной страдал от постоянно высокой температуры (30:30).

в. Реакция Иова на второе испытание (2:8-10)

Иов. 2:8. Иов сел в пепел. Пораженный нечистой (книги Чисел и Левит), вероятно, заразной болезнью, он должен был удалиться «за пределы города», и, очевидно, сел там, где постоянно сжигали отбросы, на пепел, перемешанный с остатками их. (Миссионеры, работавшие в среде примитивных народов Востока и Африки, где вышеупомянутая кожная болезнь («пемфигус фольяшес») была явлением распространенным, сообщали, что люди, страдавшие ею, имели обыкновение посыпать болячки пеплом, испытывая от этого некоторое облегчение.)

Можно себе представить степень униженности Иова! Он, недавно еще судивший у ворот города (29:7), теперь сидел за пределами его, вместе с другими больными, отверженными, нищими, и скоблил язвы на теле своем глиняным черепком.

Иов. 2:9-10а. Жену, посоветовавшую ему позабыть о своей «непорочности» и, вознеся хулу на Бога, избавиться от своих мучений (ибо хула на Бога каралась смертью; Лев. 24:10 и далее), Иов называет «безумной» (употребленное здесь евр. набал подразумевает духовное невежество). Через женщину, по всей видимости, действовал сатана (хотя она не сознавала этого), ведь это он дважды (1:11 и 2:5) предсказывал, что Иов проклянет имя Божие. Итак, вместо утешения, жена усугубляет боль Иова тем, что дает ему понять: сама она больше не верит Богу и, если думает о Нем, то с чувством горечи.

Ты говоришь как одна из безумных, восклицает патриарх, который по-прежнему доверяет «путям Божиим», и потому столь смиренно и мудро звучат его последующие слова: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (сравните Еккл. 7:14 и Плач. 3:38.) Такое понимание вещей резко контрастирует с представлениями большинства людей, полагающих, что несчастья мира сего ставят под вопрос самое существование Бога! Позднее Иов с твердостью заявит своим друзьям, что доколе не умрет, не изменит «непорочности» своей (27:5).

Иов. 2:10б. Завершающая фраза стих 10 свидетельствует о поражении сатаны, на этом этапе, в его споре с Богом относительно Иова (сравните 1:22).

В. Утешители Иова (2:11-13)

Иов. 2:11. Услышав о несчастиях, постигших… Иова… трое друзей его – Елифаз… Вилдад… и Софар, очевидно, как и Иов, люди известные и авторитетные, сошлись, выйдя из разных мест и вместе явились к нему, чтоб… сетовать с ним и утешать его.

«Елифаз» – идумейское имя (Быт. 36:4); Феманитянин означает, что Елифаз был либо из идумейского города Феман, жители которого славились своей мудростью (Иер. 49:7; Авд. 1:8), либо из аравийского города Фема. Имя «Вилдад» нигде более в Библии не встречается. Согласно еврейскому тексту он был «Сухитом», т. е. происходил (предположительно) из города Шуаха, получившего свое название от младшего из сыновей

Авраама (рожденного Хеттурой; Быт. 25:2). Эти сыновья были отправлены Авраамом на восток. Хотя местоположение Шуаха – не известно, некоторые богословы «помещали» его в восточной части древнего Васана. Имя «Софар» тоже встречается только в книге Иова. По мнению некоторых исследователей Библии, Софар был из ханаанского города Наама, или Наема, доставшегося при дележе территории колену Иудину (Иис. Н. 15:41). Елиуй был четвертым из пришедших к Иову друзей, хотя первое упоминание о нем встречаем лишь в главе 32.

Представляется, что старшим из троих был Елифаз, судя потому, что при перечислении он называется первым (2:11; 42:9), первым говорит он всякий раз и при «обмене речами» (главы 4-5; 15; 22). Кроме того, его речи длиннее, содержательнее и мудрее, чем речи его товарищей. В конце книги (42:7) Бог обращается именно к Елифазу как к «представителю» остальных.

Иов. 2:12-13. Иов, недавно еще здоровый, богатый, окруженный почетом и уважением со стороны своих многочисленных чад и домочадцев, слуг и соседей, был так обезображен болезнью и бедами, обрушившимися на него в одночасье, что, друзья едва узнали его. Свою скорбь при виде его они выразили громким плачем, и, в согласии с обычаями того времени, каждый из них разодрал одежды свои и стал сыпать дорожную пыль (пепел) себе на голову (сравните 1-Цар. 4:12; 2-Цар. 1:2; Неем. 9:1).

Семь (число полноты) дней их молчания в присутствии Иова свидетельствовали о силе и глубине их сострадания и о желании дать ему заговорить первым.