Исх. 13:1-16. После вводных фраз об израильских перворожденных (стихи 1-2), которых следовало посвящать на служение Господу (поскольку они были пощажены при совершении 10-ой казни), Моисей говорит народу о праздновании Пасхи и опресноков (стихи 3-10), а затем возвращается к теме первенцев (стихи 11-16).
Моисей опять напомнил народу о значительности того дня, когда они были выведены (сравните 12:24-27) из земли рабства (буквально дома рабства) Божией рукою крепкою (сравните толкование на 3:19), направившей их в землю обетованную. (По поводу хананеев и других этнических групп, упоминаемых в 13:5, толкование на 3:17, а по поводу земли, где течет молоко и мед, толкование на 3:8.) Победоносное это событие следовало ежегодно поминать и отмечать семидневной церемонией праздника опресноков.
Как и Пасха (12:26-27), праздник Опресноков имел большое воспитательное значение в семье (13:8-9). Это празднование уподоблялось Моисеем знаку на их руках или памятнику пред их глазами, т. е. постоянному напоминанию о том, как Бог крепкой рукою избавил их из Египта. Некоторые ортодоксальные евреи интерпретируют этот отрывок (а также Втор. 6:8; 11:18) буквально и, помещая абзацы Закона (а именно Исх. 13:2-10; Втор. 6:4-9; 11:13-21) в небольшие мешочки, так называемые филактерии, повязывают их на руки и прикрепляют ко лбу, хотя Бог, по всей вероятности, не это имел ввиду.
Когда они войдут в землю обетованную (Исх. 13:11), первенцы из сыновей и скота мужского пола должны будут посвящаться Господу (сравните стих 2; Чис. 18:15). Животные включены сюда по той причине, что они тоже «выиграли» от избавления, дарованного Богом Израилю во время совершения 10-ой казни. Поскольку ослы считались нечистыми животными (Лев. 11:2-4), то их нельзя было приносить в жертву, но можно было выкупить (зд, евр. падах – «снова купить, уплатив цену») или, вместо осла, принести в жертву ягненка.
Конечно, сыновья евреев – поскольку человеческие жертвоприношения были неприемлемы для Бога – тоже подлежали «выкупу». И это также служило воспитательным фактором в семье (сравните Исх. 12:26-27; 13:8). Египетские перворожденные были убиты по суду Божиему, а израильские «первенцы» – либо убивались (животные), т. е. приносились в заместительную жертву, либо выкупались (сыновья). Как и праздник опресноков (стихи 7-9), посвящение первенца служило знаком или символом, напоминанием Израилю о его избавлении из Египта, совершенном крепкой рукою Божией (стих 16).
Исх. 13:17-22. Кратчайший путь к земле Ханаанской, в направлении Биршевы и Негева, пролегал через территорию филистимлян. Он шел вдоль Средиземного моря и являлся военной дорогой египтян. Но Бог, желая избавить израильтян от возможных военных столкновений с египетскими пограничными отрядами, которые могли побудить народ вернуться в Египет, избрал другой путь, который вел на юго-восток, по направлению к Синаю.
Где в точности пролегала эта дорога в пустыне, неясно, но, возможно, она вела к Горьким озерам (карту «Возможный маршрут Исхода» – там, где толкование на Чис. 33:1-5). И вышли… вооруженные, вероятно, скорее означает «подготовленные к длительному переходу», чем облаченные в доспехи, слухами и стрелами – на случай военных столкновений.
Моисей знал о просьбе Иосифа вынести его кости из Египта (Быт. 50:25) и исполнил эту его просьбу. Позднее «кости» Иосифа были погребены в Сихеме (Деян. 7:15-16; толкование на эти стихи).
Проведя некоторое время в Сокхофе, израильтяне направились в Ефам (карту «Возможный маршрут Исхода»). Ведомые сверхъестественной силой, т. е. Самим Господом, Который днем шел в столпе облачном… а ночью в столпе огненном, израильтяне каждый день проходили известное расстояние. Облако не только вело их, но, символизируя Божие присутствие, убеждало их в Его доброте и верности. (Заметьте, что это было одно и то же, а не два облака; сравните Исх. 14:24). И так народ был приведен к краю пустыни (сравните Чис. 33:6).
Исх. 13:1-16. После вводных фраз об израильских перворожденных (стихи 1-2), которых следовало посвящать на служение Господу (поскольку они были пощажены при совершении 10-ой казни), Моисей говорит народу о праздновании Пасхи и опресноков (стихи 3-10), а затем возвращается к теме первенцев (стихи 11-16).
Моисей опять напомнил народу о значительности того дня, когда они были выведены (сравните 12:24-27) из земли рабства (буквально дома рабства) Божией рукою крепкою (сравните толкование на 3:19), направившей их в землю обетованную. (По поводу хананеев и других этнических групп, упоминаемых в 13:5, толкование на 3:17, а по поводу земли, где течет молоко и мед, толкование на 3:8.) Победоносное это событие следовало ежегодно поминать и отмечать семидневной церемонией праздника опресноков.
Как и Пасха (12:26-27), праздник Опресноков имел большое воспитательное значение в семье (13:8-9). Это празднование уподоблялось Моисеем знаку на их руках или памятнику пред их глазами, т. е. постоянному напоминанию о том, как Бог крепкой рукою избавил их из Египта. Некоторые ортодоксальные евреи интерпретируют этот отрывок (а также Втор. 6:8; 11:18) буквально и, помещая абзацы Закона (а именно Исх. 13:2-10; Втор. 6:4-9; 11:13-21) в небольшие мешочки, так называемые филактерии, повязывают их на руки и прикрепляют ко лбу, хотя Бог, по всей вероятности, не это имел ввиду.
Когда они войдут в землю обетованную (Исх. 13:11), первенцы из сыновей и скота мужского пола должны будут посвящаться Господу (сравните стих 2; Чис. 18:15). Животные включены сюда по той причине, что они тоже «выиграли» от избавления, дарованного Богом Израилю во время совершения 10-ой казни. Поскольку ослы считались нечистыми животными (Лев. 11:2-4), то их нельзя было приносить в жертву, но можно было выкупить (зд, евр. падах – «снова купить, уплатив цену») или, вместо осла, принести в жертву ягненка.
Конечно, сыновья евреев – поскольку человеческие жертвоприношения были неприемлемы для Бога – тоже подлежали «выкупу». И это также служило воспитательным фактором в семье (сравните Исх. 12:26-27; 13:8). Египетские перворожденные были убиты по суду Божиему, а израильские «первенцы» – либо убивались (животные), т. е. приносились в заместительную жертву, либо выкупались (сыновья). Как и праздник опресноков (стихи 7-9), посвящение первенца служило знаком или символом, напоминанием Израилю о его избавлении из Египта, совершенном крепкой рукою Божией (стих 16).
Исх. 13:17-22. Кратчайший путь к земле Ханаанской, в направлении Биршевы и Негева, пролегал через территорию филистимлян. Он шел вдоль Средиземного моря и являлся военной дорогой египтян. Но Бог, желая избавить израильтян от возможных военных столкновений с египетскими пограничными отрядами, которые могли побудить народ вернуться в Египет, избрал другой путь, который вел на юго-восток, по направлению к Синаю.
Где в точности пролегала эта дорога в пустыне, неясно, но, возможно, она вела к Горьким озерам (карту «Возможный маршрут Исхода» – там, где толкование на Чис. 33:1-5). И вышли… вооруженные, вероятно, скорее означает «подготовленные к длительному переходу», чем облаченные в доспехи, слухами и стрелами – на случай военных столкновений.
Моисей знал о просьбе Иосифа вынести его кости из Египта (Быт. 50:25) и исполнил эту его просьбу. Позднее «кости» Иосифа были погребены в Сихеме (Деян. 7:15-16; толкование на эти стихи).
Проведя некоторое время в Сокхофе, израильтяне направились в Ефам (карту «Возможный маршрут Исхода»). Ведомые сверхъестественной силой, т. е. Самим Господом, Который днем шел в столпе облачном… а ночью в столпе огненном, израильтяне каждый день проходили известное расстояние. Облако не только вело их, но, символизируя Божие присутствие, убеждало их в Его доброте и верности. (Заметьте, что это было одно и то же, а не два облака; сравните Исх. 14:24). И так народ был приведен к краю пустыни (сравните Чис. 33:6).