Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

а. «Выслушайте, мудрые…» (34:1-4)

Иов. 34:1-4. Собственно, уже в первой своей речи Елиуй, показав направленность страданий на благо человека, отверг самое предположение о том, что суд Божий может быть судом неправедным. Во второй речи он старается показать, что и всем мирозданием Бог управляет в согласии с правдой и справедливостью,

Елиуй призывает слушателей ко вниманию и рассудительности, чтобы вместе «распознать истину» (распознаем, что хорошо; стих 4) относительно взаимоотношений Бога и человека, и, в частности, на примере Иова.

б. Елиуй отвергает заявление Иова о Божием неправосудии (34:5-9)

Иов. 34:5-9. Опять Елиуй приводит несколько высказываний Иова, точнее обобщает их смысл (Таблицу «Елиуй ссылайся на слова Иова»). Он, мол, говорит, что прав, но Бог не дает ему возможности доказать это, что, побуждая его признать свою вину, «друзья» заставляют его лгать на правду его, тогда как рана (болезнь) его остается «неисцелимой» по причине гнева Божиего, обрушившегося на него, человека без вины, неизвестно за что (стихи 5-6).

Хотя лишь сказанное Иовом в 21:15 можно расценить как близкое к мысли о бесполезности стремления угодить Богу, Елиуй приписывает ему такое высказывание в довольно категорической форме (стих 9). Возможно, право на это ему дает множество других высказываний Иова (к примеру, 9:22,30-31; 21:7,9; 35:2). В стихах 7-8 Елиуй обвиняет Иова на основании того вывода, который делает в стихе 9. Коль скоро Иов убежден в «неправосудии» Бога и в том, что нет смысла в «угождении» Ему, то не является ли он «членом сообщества» беззаконных и нечестивых? Он, находящий удовлетворение в обвинениях, которые выдвигает против Бога, не пьет ли глумление, как воду! (сравните со схожими выражениями Елифаза в 15:16).

в. Елиуй отстаивает справедливость Бога и Его беспристрастие (34:10-20)

Иов. 34:10-15. Слова Елиуя в стихах 10-11 перекликаются со словами Вилдада в 8:3-4. Начиная со стихом 13, Елиуй обосновывает свое утверждение, обобщенно выраженное в стихе 12: Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда.

В русском тексте мысль подлинника в стихе 13 передана не совсем верно. Стих этот следует читать так: «Кто вверил Ему землю, и кто поставил вселенную на ее основании?» Ясно, что не существует кого-то выше Бога, кто «обязал» бы Его создать вселенную и в составе вселенной землю и управлять ими, подразумевает Елиуй. Это было актом свободной воли Творца.

Как же возможно, чтобы он был несправедлив к собственному творению? В стихе 14 Елиуй развивает мысль о добровольном, бескорыстном, движимым любовью управлением Бога миром. Если бы Он «отнял» у всего сущего сердце Свое, и у земли – дух – и дыхание Свои (правильнее именно так), которые дают ей жизнь (стих 14), то всякая плоть… погибла бы… и человек превратился бы в прах, из которого был сотворен (стих 15).

Иов. 34:16-20. Елиуй просит особого внимания Иова. И продолжает свою мысль: Ненавидящий правду и попирающий справедливость разве мог бы владычествовать над вселенной? Разве не пришли бы в этом случае в расстройство установленные Богом законы, которыми вселенная управляется? Нет, Бог есть носитель высшей правды и человеку не дано обвинить Его (стих 17). Даже и земные правители в той или иной степени блюдут справедливость правосудие (стих 18), тем белее Бог, для Которого все люди – от бедняка до «князя» – равны, потому что все они дело рук Его (стих 19).

В стихе 20 Елиуй иллюстрирует беспристрастие Бога. Он не принимает сторону «власть имущих». И они умирают… внезапно; исчезают (гибнут) среди ночи, под ударами восставшего народа. Их гибель, однако, как и изгнание сильных, фактически совершается не человеческою силою, а по воле Божией.

г. «Ибо очи Его над путями человека» (34:21-30)

Иов. 34:21-30. Возможно, здесь Елиуй отвечает на сетования Иова, что Бог медлит с совершением правосудия (24:1-21). Ничто не скрыто от Него, говорит Елиуй, и делающим беззаконие негде укрыться от Него.

Буквальный перевод с еврейского стиха 23 звучит так: «Он (Бог) не имеет нужды смотреть на человека еще и еще, чтобы привести его пред Свое судилище» он делает это в одночасье и приводит Свой приговор в исполнение (возможный намек на желание Иова предстать перед Богом для «справедливого суда»; (глава 23). В Своем всеведеньи, продолжает Елиуй, Бог и без исследования знает неблаговидные дела сильных, потому и сокрушает их и ставит других (лучших) на их места (стих 24). (Может быть, говоря о ненужности для Бога «долгих исследований», чтобы сокрушить сильных мира сего, Елиуй имел в виду и Иова.)

Бог разоблачает нечестивых и без промедления (ночью, т. е. в одну ночь) поражает их в назидание другим (стихи 25-26). Он поражает их за то, что сошли с путей Его и угнетают бедных (стихи 27-28). Человек не в силах нарушить того, что исходит от Бога, или добиться от Него того, что Ему неугодно.

Ни даруемой Им тишины не может он возмутить, ни увидеть лица Его, если Он его скрывает. Скрывает ли он его от одного человека (как Иов, требующий «немедленного суда») или от целого народа… (стих 29). Даже если Бог долго «не реагирует» (по мнению человека) на грех и зло, Он остается всесильным и «всеправедным» (34:17) Правителем мира (хочет сказать Елиуй), Который заботится о том, чтобы к соблазну народа, на погибель ему, «не царствовали лицемеры» (стих 30).

д. Елиуй осуждает Иова за мятежное настроение его и нежелание покаяться (34:31-37)

Иов. 34:31-33. В стихах 31-32 Елиуй говорит о неуместности ропота перед лицом Бога, с необходимости для человека смириться перед Ним. Иову ли учить Бога, как поступать, и каких принципов держаться в управлении миром и в Его отношениях с человеком? Вторая часть стих 33 не одинаково звучит в русском и английском переводах.

Если принять правильность русского текста, то вот смысл этой части: если ты отвергаешь то, что от Бога, что мог бы ты предложить взамен? Слово за тобой – не за мной: говори, что знаешь. А вот как понята вторая часть стих 33 английскими переводчиками: «(за добро и зло) Он станет воздавать независимо от того, отвергаешь ты это или принимаешь. Знаешь ли ты что-то, что можешь возразить на это? Тогда говори…»

Иов. 34:34-37. Елиуй тут же, однако, продолжает (не дождавшись ответных слов Иова), что, если бы он и произнес их, всякий разумный человек отказал бы им в смысле (стихи 34-35). в стихах 36-37 речь Елиуя приближается по резкости своей к речам «троих», в частности, Софара (11:5-6). Но это имеет свое объяснение. Елиуй исходит из понимания наказания как средства вразумления грешника.

В свете этого он желал бы, чтобы Иов, чьи «ответы» (речи, слова) ставят его в ряд «людей нечестивых», был испытан до конца (пока не покается). Иначе, рассуждает он, может произойти худшее: Иов еще более отступит от Бога. Насмешливыми хлопками в ладоши он станет прерывать их речи, чтобы самому наговорить против Бога новые дерзости.

3. ТРЕТЬЯ РЕЧЬ ЕЛИУЯ (глава 35)

Опровергнув в предыдущей речи мысль Иова о неправосудии Божием, в этой Елиуй пытается развенчать другую его мысль – о бесполезности благочестия. Он подходит к этой проблеме с двух сторон: а) на Бога, управляющего вселенной, ни невиновность человека ни его греховность не оказывают никакого воздействия, и б) на сетования и плач Иова Бог не отвечает по причине гордыни патриарха.