Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

2. ТРЕТИЙ ОТВЕТ ИОВА ЕЛИФАЗУ (главы 23-24)

Оставив (до поры до времени; глава 31) без внимания голословные утверждения Елифаза, Иов размышляет здесь о несправедливостях, от которых пострадал он и от которых страдают другие. Он опять говорит о желании «представить свое дело Богу» (23:1-7) и сокрушается по поводу недоступности Его и несправедливости (23:8-17) и по поводу Его непонятного молчания относительно безобразий, творящихся в мире (глава 24).

а. «О. если бы я знал, где найти Его» (23:1-9)

Иов. 23:1-7. Предложение Елифаза «сблизиться с Богом» (22:21) Иов никак не отвергает, но ведь Бог Сам не допускает, не хочет этого сближения, и потому все еще… горька речь Иова, страдания которого, однако, горше (тяжелее) стонов его. Он горячо желает найти Бога и приблизиться к престолу Его, чтобы изложить пред Ним дело свое. О, если б ему узнать, в чем обвиняет его Всевышний (узнал бы… и понял бы, что Он скажет мне), он постарался бы привести убедительные слова в свое оправдание (стихи 4-5).

Психологически понятны метания Иова от отчаяния (нет у него возможности убедить Бога в своей невиновности; 9:14-16) к надежде: под впечатлением фактов, которые приведет Ему Иов, всемогущий Бог не станет состязаться с ним (в значении «обвинять его»); стихи 4-6. И тогда он, праведник, мог бы состязаться (здесь в значении «доказать свою невиновность»; слову «состязаться» в еврейском тексте (стих 6 и стих 7) соответствуют два разных слова – риб и йаках; оба они являются «судебными терминами»). Если бы Бог благосклонно выслушал его, то, не сомневается Иов, он навсегда получил бы свободу от грозного Судии своего!

Иов. 23:8-9. Образное выражение той мысли, что Бог скрывается от Иова, ищущего Его, и Сам избегает сближения с ним.

б. Иов снова настаивает на своей невиновности (23:10-12)

Иов. 23:10-12. Проявление к себе вражды со стороны Бога Иов видит в том, что Он, Который знает путь его, потому и уклоняется от встречи с Иовом, что благочестие его Ему известно. В случае «судебного разбирательства» (пусть испытает меня) Иов вышел бы чистым, как золото, выходящее из горнила. Он не сомневается в этом, потому что всегда держался стези Его и от пути Его… не уклонялся, как не отступал от заповедей и «глаголов» Его (стихи 11-12). Здесь, как видим, Иов утверждает прямо противоположное тому, из чего исходил и в чем обвинял его Елифаз (сравните 22:15,22).

в. Обвинения Иова в адрес Бога (23:13-17)

Иов. 23:13-14. И снова Иова охватывает отчаяние: он ощущает безнадежность этого «предприятия» – встречи с Богом «в суде». Как может он противостать Вседержителю, действия Которого неподконтрольны никому! Все, что он наметил выполнить в отношении Иова, Он выполнит, как и многие подобные (в отношении других людей) намерения Свои.

Иов. 23:15-17. Иов сознает это и потому страшится Бога и трепещет пред лицем Его. Поэтому, т. е. при мысли о непостижимости характера Бога и своего положения перед Ним, а не по греховности своей, как полагает Елифаз (22:10).

При буквальной передаче с древнееврейского стих 17 звучит иначе чем в синодальном переводе, а именно: «Ибо я погибаю не от присутствия тьмы, ни от мрака, который закрывает лице мое». Иов, очевидно, подразумевал, что погибает он от (по причине) непостижимого для него поведения Господа.