Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Б. Давид о своих «храбрых» (глава 23)

2-Цар. 23:1-7. Перечислению храбрых воинов Давида предшествует краткое поэтическое вступление (стихи 1-7), о котором сказано, что таковы были последние слова Давида. В первой строфе ее (стих 1) о царе Давиде говорится как о сыне Иессеевом, муже, поставленном высоко, помазаннике Бога Иаковлева и сладкоголосом певце Израиля. Воистину удивительным был взлет его: от неприметного сына рядового вифлеемлянина до поэтически одаренного царя Израиля; Божьему избранию и помазанию Его обязан был этим Давид. Из строфы второй (стихи 2-3) явствует, что Давид прекрасно осознавал: он – инструмент в руке Божьей.

Бог говорил о нем (по другим переводам – ему) – стих 3; обращаясь к израильскому народу, Он говорил через него (стих 2). Давида, который поставлен владычествовать над людьми, Он призывает быть праведным, владычествуя в страхе Божием (именно такой смысловой нюанс стиха 3 следует из других, в частности, английского, переводов).

В третьей строфе (стихи 4-7) Давид сравнивает «возрастание» дома своего (т. е. своей династии) с возрастанием травы после дождя, которая тянется к восходящему солнцу на безоблачном небе. В центре этой строфы – мысль о неизменном в веках завете Бога с Давидом, посредством которого Он благословляет Своего избранника и дом его. На основании этого завета Давиду и его потомкам были гарантированы конечное процветание и благоденствие (сравните 7:8-16).

В нем – залог спасения Давида и исполнения его желаний, которые Богом же и направляются; стих 5.) Нечестивые (т. е. враги Бога и Давида) уподобляются терниям, не годным ни на что доброе, которые в конечном счете будут сожжены огнем Божьего суда – там, куда будут выброшены (стих 7; сравните Матф. 13:30,41).

2-Цар. 23:8-39. Итак, их было у Давида тридцать семь человек (стих 39), прославившихся выдающимися подвигами на службе Богу и Израилю; очевидно, каждый из них командовал отрядом отборных воинов. Первыми названы главные три (стихи 8-17), затем еще двое, как бы рангом пониже (стихи 18-23), и, наконец, в длинном списке перечислены еще 32 человека (стихи 24-39). Обращает на себя внимание, что при перечислении опущен Иоав; оба его брата названы: Авесса (стих 18) и Асаил (стих 24). Ни автор 2-Царств, ни автор 1 Паралипоменон, возможно, не сочли нужным упомянуть Иоава в силу его несомненной известности – ведь он был главнокомандующим всей армии Давида на протяжении почти всего его царствования (20:23).

Несмотря на разницу в написании ряда одних и тех же имен в 2-Цар. и в 1-Пар., они по большей части могут быть отождествлены. Автор 1-Пар. добавляет, однако, еще 16 имей к тем 37, что находим в 2-Цар. Может быть, эти 16 занимали не столь высокое положение, как перечисленные в 2-Цар., либо они заменили некоторых из перечисленных прежде, которые пали в битвах.

Первыми тремя (по значимости) были: а) Исбосеф Ахамалитяннн, который один поразил копьем восемьсот человек (2-Цар. 23:8; относительно 300 в 1-Пар. 11:11, которых поразил Иесваал, соответствующий комментарий); б) Елеазар, сын Додо, сына Ахохи (23:9-10), который избил великое множество филистимлян – после того, как они, собравшиеся в Фасдамиме (1-Пар. 11:13), чтобы воевать с Израилем, насмешками (в русском тексте – порицаннем) вызваны были на битву; и в) Щамма, сын Аге, Гараритянин, который тоже одержал великую победу над филистимлянами (2-Цар. 23:11-12).

Мужество этих троих выразилось и в том, что они принесли воду Давиду, почерпнув ее из колодезя Вифлеемского; было жаркое лето (время жатвы), царь находился тогда в пещере Одоллам (стих 13-15; сравните 1-Цар. 22:1) и осажден был филистимлянами, толпы которых стояли в долине Рефаимов. Троим храбрым пришлось пробиться сквозь стан Филистимский, чтобы принести царю напиться. Глубоко тронутый верностью их и мужеством, Давид отказался, однако, пить воду, добытую такой ценой, и вылил ее на землю, т. е. принес Господу как жертвенное возлияние (стихи 16-17).

Главным в следующей «тройке» был Авесса сын Саруин (т. е. племянник Давида; 1-Пар. 2:15-16); он, однако, стоял ниже первых трех, и с ними не равнялся (2-Цар. 23:18-19; 1-Цар. 26:6-11; 2-Цар. 10:14; 21:16-17). Вторым в этой «тройке» назван Ваанея, сын Иодая, одержавший памятные победы над сильными врагами Израиля, а также убивший льва во рве в снежное время (23:20-23; сравните 8:18; 1-Цар. 1:32,36,38; 2:35; 4:4).

Весь последующий список состоит из 32 человек. Но в тексте неоднократно встречается слово «тридцать»; возможно, это число служило обозначением небольшого военного «подразделения», которое на деле могло состоять из тридцати с небольшим человек. По-еврейски оно звучит как хашлошим.