Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Г. Военные кампании Давида (глава 8)

2-Цар. 8:1-2. Очевидно, во осуществление Божьего обетования «успокоить Давида от всех врагов его» (7:11) надо рассматривать военные кампании, успешно проведенные этим царем. В первую очередь Давид поразил и смирил Филистимлян, бывших врагами евреев больше 125 лет. Сказано, что ои взял их город Мефег-Гаама.

Вслед за тем Давид напал на Моавитян и из взятых в плен две трети умертвил, и сделались Моавитяне у Давида рабами, иначе говоря, вассалами. В свете родственных уз, связывавших Давида с моавитянами, и еще недавно, казалось бы, дружественных его отношений с ними (1-Цар. 22:3-4) такое обращение еврейского царя с этим народом озадачивает.

2-Цар. 8:3-8. Следующим объектом его нападения стали арамеи, или Сирийцы. В военно-политическом отношении они представляли тогда федерацию пользовавшихся значительной автономией городов-государств, роль которой в ближневосточном регионе возрастала параллельно с укреплением израильского царства при Сауле и Давиде.

Первым поразил Давид Адраазара царя Сувского (чьи территории лежали северо-восточнее Дамаска), которому не дал вновь захватить какие-то земли прн реке Евфрате. Огромной была военная добыча Давида. Стих 4 можно рассматривать как параллельный 1-Пар. 18:4, где речь идет не о «тысяче семистах всадниках» (управлявших колесницами), о «тысяче колесницах и семи тысячах всадниках», что, по-видимому, больше соответствует действительности (возможно, этот текст в 1-Паралипоменон лучше сохранился). Вероятно, упоминание в стихе 4 о ста (всего лишь) конях, оставленных Давидом для собственных колесниц, свидетельствует, что этот вид «военной техники» только начинал входить в употребление у Израиля.

Прежде чем еврейские воины, нанесшие поражение Адраазару, сумели отойти, им пришлось сразиться с пришедшими к нему на помощь сирийцами из Дамаска. Но и тут Господь даровал победу Давиду, и двадцать две тысячи сирийцев остались на поле боя. После этого Давид поставил в Дамаске и на прилегающих к нему территориях свои военные гарнизоны, и стали Сирийцы у Давида рабами, платящими дань. В конце-концов царь возвратился в Иерусалим с золотыми щитами и изделиями из бронзы (меди).

2-Цар. 8:9-12. Фой, царь Имафа, один из сирийских царей, узнав про военные успехи Давида, предпочел сдаться ему без боя и стать еще одним вассалом Израиля. С богатыми дарами послал он к нему Иорама (сравните 1-Пар. 18:10), сына своего. И все эти дары, наряду с трофеями, захваченными у всех покоренных им народов посвятил царь Давид Господу. В стихе 12 перечислены эти народы, за исключением идумеев (или едомлян), о победе над которыми говорится в стихе 14; о победе Давида над амаликитянами, упоминаемыми в стихе 12, нигде на страницах Ветхого Завета не рассказывается. Все посвященное Давидом Господу сын его Соломон «отдал в сокровищницы храма Господня» (3-Цар. 7:51).

2-Цар. 8:13-14. Еще большую славу стяжал себе Давид, нанеся поражение восемнадцати тысячам Сирийцев в долине Соленой (болотистая равнина, расположенная южнее Мертвого моря). Словом «сирийцы» здесь переведено евр. арам (арамеи, сирийцы); но хотя оно стоит в большинстве еврейских манускриптов, в некоторых из них, как и в Септуагинте и в ряде других списков, оно заменено на едом (идумеи, едомляне), что соответствует параллельному месту в 1-Пар. 18:12. При написании по-еврейски разница между словам арам и едом всего в одной букве, так что ошибка в 8:13 вполне вероятна. Скорее всего, Давид сделал себе имя, нанеся поражение 18 тысячам идумеев, что согласуется со следующим стихом (стих 14), где сказано, что Идумеяне тоже стали рабами Давиду, которого хранил Господь везде, куда он ни ходил.

2-Цар. 8:15-18. Создание государства, хотя и меньших масштабов, по сравнению с современными государствами, требовало образования своего рода правящей администрации. Официальными лицами первого ранга были при царе Давиде Иоав, военачальник, Иосафат (дееписатель, или летописец, и, очевидно, личный секретарь царя), главные священники Садок и Ахимелех, Сераия – писец и, наконец, Ванея, командовавший Хелефеями и Фелефеями (по всей вероятности, отборными воинами, составлявшими личную гвардию царя) его телохранителями; о них в 2-Цар. 20:7,23; 3-Цар. 1:38, 44; 1-Пар. 18:17).

Наконец, упоминается о сыновьях Давида, которые были первыми при дворе. (Переведенное как «первыми» евр. слово коханим, в англ. тексте Библии передано как «царские советники»; то же и в 1-Пар. 18:17. Надо заметить, что коханим чаще означало «священник» (именно это слово употреблено в 2-Цар. 20:26), но нет сомнения, что в отношении сыновей Давида его правильнее передать в значении первых, главных, советников, помощников, ибо, будучи потомками Иуды, а не Аарона, они не могли выполнять священнические функции.)

Привлекает внимание совместное упоминание Садока и Ахимелеха (8:17); оно указывает на то, что именно в дни Давида совершалась передача первосвященнической власти от Ахимелеха, сына Авиафара и потомка Илия (таблицу «Предки Садока и Авнафара»), чья первосвященническая линия должна была, согласно предсказанию Самуила (1-Цар. 3:10-14), прерваться. Садок происходил от Аарона через сына его Елеазара (1-Пар. 6:4-8), и его потомки оставались первосвященниками до конца ветхозаветных времен.