Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

IV. Последние годы царя Давида (главы 22-24)

А. Песнь Давида (глава 22)

1. ВОЗНЕСЕНИЕ ХВАЛЫ ГОСПОДУ (22:1-4)

2-Цар. 22:1. Помещенная между сообщением о последних войнах Давида с филистимлянами (21:15-22) и перечислением его «храбрых» (23:8-39), эта песнь отражает настроение Давида на склоне его лет, когда, обозревая пройденную им жизнь, он видит, что спасавшая его от врагов рука Божия была с ним на всех путях его. Слова этой песни почти идентичны словам Псалма 17, который принято считать благодарственным гимном великого еврейского царя.

2-Цар. 22:2-4. В характерной литературной манере, присущей древнему гимну благодарения, псалмопевец Давид прославляет величие Бога в целой серии метафор, определяющих свойства Небесного Отца, на которые уповает человек: твердыня крепость, избавитель, скала, щит, рог спасения (толкование на Пс. 9:10), убежище и Спаситель.

Призову Господа достопоклоняемого (т. е. достойного всяческой хвалы), и спасусь, возглашает Давид (стих 4). Все чудные дела Божии в прошлом и обетования Его на будущее зиждутся на этих свойствах Его, которые тем более убедительно воспринимаются в контексте Песни благодарения, которая – о битвах и поражениях, и в конечном счете – о победе силой Божией.

2. ЧУДНЫЕ ДЕЛА ГОСПОДНИ (22:5-20)

2-Цар. 22:5-20. Давид сознавал всем своим существом, что Бог провидчески управляет человеческой историей во всех ее «частностях». Он убедился в этом на примере собственных обстоятельств (стихи 5-7), которые описывает средствами поэтической аллегории. Смерть постоянно грозила ему, его страшили беззакония, совершавшиеся вокруг. И лишь милостью Бога, услышавшего на небесах (из чертога Своего) молитву Давида, был он спасен.

Давид как бы видит себя в центре Божьего плана спасения, осуществляемого таким образом, что от него, еврейского царя, словно расходятся концентрические круги, достигающие земли. Это – славные дела Господин, это и страшные явления гнева Его (стихи 8-9). («На них Господь» в стихе 8 – предполагаемая вставка, сделанная переводчиком; здесь образ гнева Господнего на все, что вызывало отчаяние и страх царя Давида.) Аллегории, к которым прибегает Давид, вероятно, созвучны были преобладавшим в его время языческим мифам о сотворении вселенной. Но, пользуясь ими, он показывает, что все дела, совершающиеся на земле, – под контролем Господа. В гневе Своем и в тревоге о Давиде Он потрясает основания земли и небес.

В представлении язычников – современников Давида, восседая на облаке, перемещался в пространстве, главный ханаанский бог – Ваал. Но у, Давида это Иегова – Тот, Кто царит в небесах, подчиняя Себе все природные стихии, творение Свое. (в стихе 13 после слова блистания подразумевается «Его».) в стихе 15 речь идет о врагах царя Давида, поражаемых Господом, ибо они – и Его враги. Во имя исполнения Своих целей в Давиде Бог как бы перестраивает вселенную (стих 16).

Но из заключительных стихов (стихи 17-20) явствует, что это – лишь образ, ибо не о творении и не о пересотворении тут речь, а о могучем действии Божьего спасения: Бог спас Давида от всех его врагов, потому что этот еврейский царь – объект Его милости и благодати. Идея спасения передана псалмопевцем и в нескольких выразительных глаголах: (Бог) простер (руку), избавил, вывел.

3. ГОСПОДЬ СПРАВЕДЛИВ (22:21-30)

2-Цар. 22:21-30. Воздал мне Господь по правде (т. е. по праведности) моей. Давид, конечно, не считал себя безгрешным человеком (12:13; 24:17; Пс. 50). Он, однако, сознавал в себе неутолимую тягу к очищению в Господе, к Которому был устремлен всем своим существом, искренность своего покаяния. В этом смысле он действительно не был нечестивым пред Богом (стих 22). Поведение и поступки Давида свидетельствуют, что он и в самом деле остерегался, чтобы не согрешить (стих 24).

Псалмопевец воспевает справедливость Бога, Который с милостивым – милостив, с …искренним – искренен, с чистым – чист но лукавому человеку воздает по лукавству его (стихи 26-27). Спасать угнетенных свойственно Богу, но гордецы будут унижены Им (стих 28). Господь – светильник, просвещающий тьму человеческого невежества, заблуждений, несчастий (стих 29). Праведник непобедим с Ним (стих 30).

4. СОВЕРШЕНСТВО ГОСПОДА (22:31-51)

2-Цар. 22:31-51. Следует восхваление Бога в Его непорочности и чистоте; Господь – щит для всех надеющихся на Него, провозглашает псалмопевец. Далее Давид «конкретизирует» те благословения, которыми Бог удостаивает его.

В стихах 44-46 царь благодарит Господа за то, что избавил его от мятежников из числа собственного народа и поставил главою над окружающими языческими народами (иноплеменниками), которые, лишь услышав о нем, готовы повиноваться ему (стих 45). Давид обещает своему Избавителю славить имя Его среди язычников (стих 50). В милости Господней, обращенной на него, он видит залог Его благословений в отношении своих потомков во веки.