В. Конфликт между Иоавом и Авениром: фатальный исход его (глава 3)
2-Цар. 3:1-11. Борьба династий, а это была именно борьба династий, не утихала: И была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым (сравните стих 6). Те, кто поддерживали дом Саула, готовы были сопротивляться намерениям Давида и не дать ему «выйти» за пределы Иудеи. Но сторонники Давида (а он, талантливый полководец и правитель, окружен был способными, преданными людьми, которые собирались к нему из всех келен еще при жизни Саула) все более склонялись к мысли, что настало время править всем народом человеку, который «по сердцу Богу».
Возможно, и шесть жен Давида (стихи 2-5; и таблица «Семья Давида» ниже), по крайней мере, некоторые из них, стали ими в результате заключения царем своего рода династических браков (в этой связи особенно обращает на себя внимание брак Давида с Маахой, дочерью царя Гессурского; Гессур находился на северо-восток от моря Киннеретского).
Между тем, на севере, Авенир вошел к наложнице покойного Саула – Рицпе. В согласии с практикой, распространенной в древности на Ближнем Востоке, этот шаг означал, что Авенир сам претендует на престол. Именно так и расценил поступок военачальника Иевосфей, упрекнувший Авенира (стих 7). Не ожидавший «сопротивления» со стороны слабого нерешительного Иевосфея, Авенир пришел в ярость и заявил, что отныне будет способствовать тому, чтобы царство было отнято от дома Саулова, а престол Давида поставлен над Израилем и над Иудою, от Дана до Вирсавии. (Заметим, что северные территории, разделенные Иорданом, были значительно обширнее южных, которыми управлял в то время Давид.) Перед Авениром Иевосфей был бессилен (стих 11).
2-Цар. 3:12-21. Вопрос в стихе 12 – чья эта земля? – означает: кто должен царствовать над землей евреев? Авенир поручил своим послам обратиться с этим вопросом к Давиду и от своего имени предложить ему союз с ним. Если бы Давид отверг это предложение Авенира, кто-то, свергнув Иевосфея, скорее всего, сам Авенир, узурпировал бы трон на севере, а это могло бы вызвать новые междуусобные кровопролития, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Возвращение Мелхолы нужно было Давиду как свидетельство лояльности со стороны Авенира и ради восстановления его собственной чести, поскольку Мелхола была отнята у него Саулом и, вопреки закону, отдана другому мужу (стихи 13-14; 1-Цар. 18:20-27; 25:44). А, кроме того, Мелхола символизировала связь Давида с царствующим домом Саула и как бы укрепляла в глазах народа право его на престол.
Авенир возвратил Мелхолу Давиду, после чего встретился со старейшинами Израильскими и убедил их, включая вениамитян, соплеменников Саула, подчиниться, в их же интересах, Давиду как царю всего Израиля. Это не могло не поднять Авенира в глазах Давида, что, в свою очередь, вызвало недовольство среди тех, кто был предан Давиду с давних пор.
2-Цар. 3:22-39. У Иоава известие о том, что Давид сделал пир для Авенира, а потом с миром отпустил его, вызвало ярость. Без ведома Давида он возвратил Авенира в Хеврон и, заманив в ловушку, убил его (стих 27). Для Иоава это, в первую очередь, было осуществлением кровной мести за брата его Асаила (стих 27, 30; 2:23).
Но для Давида смерть Авенира, «великого мужа» (стих 38), означала реальную угрозу объединению евреев как его подданных (дело, к которому уже приступил Авенир). К счастью, этого не случилось. Однако поступок Иоава подействовал на него самым удручающим образом, и царь проклял его и дом отца его (стих 29), хотя Иоав был сыном сестры его Саруи (1-Пар. 2:16; и таблица «Семья Давида» ниже).
Реакцию Давида на смерть Авенира, видимо, усугубило и то обстоятельство, что убит он был в Хевроне, т. е. в городе-убежище (Иис. Н. 21:13), где совершение акта отмщения было запрещено законом (Чис. 35:22-25).
Царь объявил публичный траур по Авениру (стих 31) и с почестями похоронил его в Хевроне (стих 32). Искренняя скорбь Давида (стих 35) расположила к нему сердце народа (стих 36), который чем дальше, тем больше убеждался, что этот его царь отличается от обычных людей в лучшую сторону. Однако, сознавая, какой популярностью пользовались в Иудее сыновья Саруи (они сильнее меня, говорит Давид), он не решился достойно наказать их, предоставив это Богу (стихи 35-39).
СЕМЬЯ ДАВИДА
ЖЕНЫ ДАВИДА И ЕГО СЫНОВЬЯ, РОЖДЕНЕННЫЕ ИМИ:
1. Мелхола (дочь Саула)
2. Ахиноама – 1. Амнон
3. Авигея (вдова Навала) – 2. Далуия
4. Мааха (дочь Фалмая, царя Гессурского) – 3. Авессалом
В. Конфликт между Иоавом и Авениром: фатальный исход его (глава 3)
2-Цар. 3:1-11. Борьба династий, а это была именно борьба династий, не утихала: И была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым (сравните стих 6). Те, кто поддерживали дом Саула, готовы были сопротивляться намерениям Давида и не дать ему «выйти» за пределы Иудеи. Но сторонники Давида (а он, талантливый полководец и правитель, окружен был способными, преданными людьми, которые собирались к нему из всех келен еще при жизни Саула) все более склонялись к мысли, что настало время править всем народом человеку, который «по сердцу Богу».
Возможно, и шесть жен Давида (стихи 2-5; и таблица «Семья Давида» ниже), по крайней мере, некоторые из них, стали ими в результате заключения царем своего рода династических браков (в этой связи особенно обращает на себя внимание брак Давида с Маахой, дочерью царя Гессурского; Гессур находился на северо-восток от моря Киннеретского).
Между тем, на севере, Авенир вошел к наложнице покойного Саула – Рицпе. В согласии с практикой, распространенной в древности на Ближнем Востоке, этот шаг означал, что Авенир сам претендует на престол. Именно так и расценил поступок военачальника Иевосфей, упрекнувший Авенира (стих 7). Не ожидавший «сопротивления» со стороны слабого нерешительного Иевосфея, Авенир пришел в ярость и заявил, что отныне будет способствовать тому, чтобы царство было отнято от дома Саулова, а престол Давида поставлен над Израилем и над Иудою, от Дана до Вирсавии. (Заметим, что северные территории, разделенные Иорданом, были значительно обширнее южных, которыми управлял в то время Давид.) Перед Авениром Иевосфей был бессилен (стих 11).
2-Цар. 3:12-21. Вопрос в стихе 12 – чья эта земля? – означает: кто должен царствовать над землей евреев? Авенир поручил своим послам обратиться с этим вопросом к Давиду и от своего имени предложить ему союз с ним. Если бы Давид отверг это предложение Авенира, кто-то, свергнув Иевосфея, скорее всего, сам Авенир, узурпировал бы трон на севере, а это могло бы вызвать новые междуусобные кровопролития, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Возвращение Мелхолы нужно было Давиду как свидетельство лояльности со стороны Авенира и ради восстановления его собственной чести, поскольку Мелхола была отнята у него Саулом и, вопреки закону, отдана другому мужу (стихи 13-14; 1-Цар. 18:20-27; 25:44). А, кроме того, Мелхола символизировала связь Давида с царствующим домом Саула и как бы укрепляла в глазах народа право его на престол.
Авенир возвратил Мелхолу Давиду, после чего встретился со старейшинами Израильскими и убедил их, включая вениамитян, соплеменников Саула, подчиниться, в их же интересах, Давиду как царю всего Израиля. Это не могло не поднять Авенира в глазах Давида, что, в свою очередь, вызвало недовольство среди тех, кто был предан Давиду с давних пор.
2-Цар. 3:22-39. У Иоава известие о том, что Давид сделал пир для Авенира, а потом с миром отпустил его, вызвало ярость. Без ведома Давида он возвратил Авенира в Хеврон и, заманив в ловушку, убил его (стих 27). Для Иоава это, в первую очередь, было осуществлением кровной мести за брата его Асаила (стих 27, 30; 2:23).
Но для Давида смерть Авенира, «великого мужа» (стих 38), означала реальную угрозу объединению евреев как его подданных (дело, к которому уже приступил Авенир). К счастью, этого не случилось. Однако поступок Иоава подействовал на него самым удручающим образом, и царь проклял его и дом отца его (стих 29), хотя Иоав был сыном сестры его Саруи (1-Пар. 2:16; и таблица «Семья Давида» ниже).
Реакцию Давида на смерть Авенира, видимо, усугубило и то обстоятельство, что убит он был в Хевроне, т. е. в городе-убежище (Иис. Н. 21:13), где совершение акта отмщения было запрещено законом (Чис. 35:22-25).
Царь объявил публичный траур по Авениру (стих 31) и с почестями похоронил его в Хевроне (стих 32). Искренняя скорбь Давида (стих 35) расположила к нему сердце народа (стих 36), который чем дальше, тем больше убеждался, что этот его царь отличается от обычных людей в лучшую сторону. Однако, сознавая, какой популярностью пользовались в Иудее сыновья Саруи (они сильнее меня, говорит Давид), он не решился достойно наказать их, предоставив это Богу (стихи 35-39).
СЕМЬЯ ДАВИДА
ЖЕНЫ ДАВИДА И ЕГО СЫНОВЬЯ, РОЖДЕНЕННЫЕ ИМИ:
1. Мелхола (дочь Саула)
2. Ахиноама – 1. Амнон
3. Авигея (вдова Навала) – 2. Далуия
4. Мааха (дочь Фалмая, царя Гессурского) – 3. Авессалом
5. Аггифа – 4. Аддония
6. Авитала – 5. Сафатия
7. Аглая – 6. Ифреам
8. Вирсааия (жена Урии) – 7. Шима, 8. Шовав, 9. Нафан, 10. Соломон
ДРУГИЕ СЫНОВЬЯ ДАВИДА:
11. Ихвар
12. Елишама
13. Елифелет
14. Ногаг
15. Нефег
16. Иафиа
17. Елишама
18. Елиада
19. Елифелет
(Были и еще сыновья у Давида – от наложниц)