1. ЦАРЬ ГОТОВИТСЯ К ВОЗВРАЩЕНИЮ В ИЕРУСАЛИМ (ГЛ. 19)
2-Цар. 19:1-3. Радостный день победы и возвращения себе царства обернулся для Давида днем скорби по сыну. В подавленном настроении были и все его воины, которые ходили украдкою – не как победители, а как люди, стыдящиеся своего поражения.
2-Цар. 19:4-8а. Наконец к царю явился Иоав – решительный и энергичный, однако, не отличавшийся способностью к состраданию. (Красноречивые свидетельства его характера находим в 3:27-39 и в 14:28-33.) Он осыпал Давида упреками: ты любишь только врагов твоих и не ценишь друзей, говорил он; ты более радовался бы, если бы не Авессалом погиб, а все твои вожди и слуги, которые спасли жизнь тебе и дому твоему.
Пользовавшийся немалым авторитетом, этот «сильный человек» осмелился говорить с царем в угрожающем тоне (19:7). И Давид внял его настояниям, и сел у ворот, т. е. появился перед своими воинами, чтобы выразить им благодарность за верную службу.
2-Цар. 19:8б-13. Под «Израильтянами» в стихе 8 понимаются сторонники Авессалома. Все они оказались в затруднительном положении. Они сплотились вокруг Авессалома, который теперь был мертв. А ведь Давид в недавнем прошлом явил себя деятельным правителем и сильным военачальником. Особую неловкость испытывали, очевидно, старейшины Иудины – ведь они предали царя из своего же клана, и поэтому медлили и не высказывались долее других относительно возвращения царя в дом его, т. е. в Иерусалим.
Давид же горячо желал вновь привлечь своих братьев на свою сторону, и вот послал к ним священников Садока и Авиафара со словами примирения: вы кости мои и плоть моя! Добиваясь их поддержки, царь велел священникам обещать Амессаю, своему племяннику (17:25 сравните с 1-Пар. 2:17), что навсегда сделает его своим главнокомандующим, вместо Иоава (стих 13). Иоав, тоже племянник Давида, от другой его сводной сестры (1-Пар. 2:16), окончательно лишился доброго расположения царя, приказы которого неоднократно дерзко нарушал (3:26-29; сравните 18:14).
2-Цар. 19:14-23. Миссия Садока и Авиафара увенчалась успехом: единодушно послали иудеи к царю сказать: возвратись тын все слуги твои. Они даже направили делегацию к Иордану, чтобы встретить царя и перевести его через реку. Среди встречавших Давида был и Семей Веинамитянин (стих 16), проклинавший царя, когда тот уходил в изгнание (16:5-8); был там и Сива (стих 17), слуга Мемфивосфея, который помог Давиду и его воинству перед началом битвы с Авессаломом, снабдив их необходимыми припасами (16:1-4).
Сознавая, какую опасность навлек на себя, Семей стал умолять царя о прощении, каковое он и даровал ему (несмотря на возражения Амессая), не желая омрачать торжество своего возвращения на престол умерщвлением кого-либо в Израиле. Прощение это было, однако, дано на время (сравните стихи 21-23 с поручением Давида при конце его жизни Соломону в 3-Цар. 2:8-9). Большое число Вениамитян, пришедших почтить Давида (19:17), которых Семей определяет как «дом Иосифа» (т. е. говорит о них как о представителях Израиля, населявших северные территории; 19:20), свидетельствует о первых шагах колена Вениаминова, направленных на объединение с Иудой, коленом южным.
2-Цар. 19:24-30. Вышедший навстречу царю Мемфивосфей, внук Саулов и сын друга Давида Ионафана, обвинил своего слугу Сиву в клевете: он, Мемфивосфей, вовсе не за тем остался в Иерусалиме и не ушел с Давидом в изгнание, чтобы вернуть себе престол деда (16:3). Трудно сказать, кто из двоих – Сива или Мемфивосфей – говорил правду.
Возможно, поверив до некоторой степени сыну Ионафана и чтя память отца его, Давид отменил прежнее свое распоряжение отдать все, что имел Мемфивосфей, Сиве (16:4) и повелел им разделить поровну поля. Может быть, он полагал, что донесение Сивы, который к тому же на деле явил ему свою лояльность, не было лишено оснований, и поэтому всего, что принадлежало Мемфивосфею, не возвратил ему (сравните 9:9-10).
2-Цар. 19:31-38. Верзеллий Галаадитянии поставил множество припасов Давиду, когда тот перешел Иордан (17:27-29). Теперь Верзеллий предстал перед царем. Испытывая глубокую признательность к этому 80-летнему старцу, Давид хотел взять его в Иерусалим, чтобы он до конца дней своих жил при царском дворце. Тот, однако, ответил, что слишком стар уже, чтобы насладиться царской милостью, и предпочел бы умереть в собственной земле, но попросил о сыне своем Кимгаме. Давид с радостью удовлетворил его просьбу.
2-Цар. 19:39-43. Наконец, царь и сопровождавшие его перешли Иордан и направились в Галгал, где были встречены толпой сограждан, представлявших как Иуду, так и Израиль. Израильтяне были, однако, огорчены тем, что мужи Иудины опередили всех остальных и как бы похитили у них Давида и всех приближенных его, переведя их через Иордан (стих 41). Израильтяне, вероятно, думали явиться к царю в его заиорданское убежище, но опоздали.
На ответ иудеев, что царь, – соплеменник их, их ближний (стих 42), они возразили, что представляют десять племен (две другие «части» составляли Иуда и Вениамин; стих 4) и, следовательно, во всех отношениях имеют больший вес (мы более, нежели вы, стих 4). Кроме того, они напомнили, что первыми заговорили о том, чтобы возвратить царя (19:9-10). Вся эта сцена свидетельствует о непостоянстве народа, который то переметнулся, недолго размышляя на сторону Авессалома, то спешил приветствовать возвращение Давида. Указывает она и на разделение между иудеями и израильтянами, которое, все углубляясь, в конце-концов привело к образованию двух царств.
Е. Давид возвращает себе власть (главы 19-20)
1. ЦАРЬ ГОТОВИТСЯ К ВОЗВРАЩЕНИЮ В ИЕРУСАЛИМ (ГЛ. 19)
2-Цар. 19:1-3. Радостный день победы и возвращения себе царства обернулся для Давида днем скорби по сыну. В подавленном настроении были и все его воины, которые ходили украдкою – не как победители, а как люди, стыдящиеся своего поражения.
2-Цар. 19:4-8а. Наконец к царю явился Иоав – решительный и энергичный, однако, не отличавшийся способностью к состраданию. (Красноречивые свидетельства его характера находим в 3:27-39 и в 14:28-33.) Он осыпал Давида упреками: ты любишь только врагов твоих и не ценишь друзей, говорил он; ты более радовался бы, если бы не Авессалом погиб, а все твои вожди и слуги, которые спасли жизнь тебе и дому твоему.
Пользовавшийся немалым авторитетом, этот «сильный человек» осмелился говорить с царем в угрожающем тоне (19:7). И Давид внял его настояниям, и сел у ворот, т. е. появился перед своими воинами, чтобы выразить им благодарность за верную службу.
2-Цар. 19:8б-13. Под «Израильтянами» в стихе 8 понимаются сторонники Авессалома. Все они оказались в затруднительном положении. Они сплотились вокруг Авессалома, который теперь был мертв. А ведь Давид в недавнем прошлом явил себя деятельным правителем и сильным военачальником. Особую неловкость испытывали, очевидно, старейшины Иудины – ведь они предали царя из своего же клана, и поэтому медлили и не высказывались долее других относительно возвращения царя в дом его, т. е. в Иерусалим.
Давид же горячо желал вновь привлечь своих братьев на свою сторону, и вот послал к ним священников Садока и Авиафара со словами примирения: вы кости мои и плоть моя! Добиваясь их поддержки, царь велел священникам обещать Амессаю, своему племяннику (17:25 сравните с 1-Пар. 2:17), что навсегда сделает его своим главнокомандующим, вместо Иоава (стих 13). Иоав, тоже племянник Давида, от другой его сводной сестры (1-Пар. 2:16), окончательно лишился доброго расположения царя, приказы которого неоднократно дерзко нарушал (3:26-29; сравните 18:14).
2-Цар. 19:14-23. Миссия Садока и Авиафара увенчалась успехом: единодушно послали иудеи к царю сказать: возвратись тын все слуги твои. Они даже направили делегацию к Иордану, чтобы встретить царя и перевести его через реку. Среди встречавших Давида был и Семей Веинамитянин (стих 16), проклинавший царя, когда тот уходил в изгнание (16:5-8); был там и Сива (стих 17), слуга Мемфивосфея, который помог Давиду и его воинству перед началом битвы с Авессаломом, снабдив их необходимыми припасами (16:1-4).
Сознавая, какую опасность навлек на себя, Семей стал умолять царя о прощении, каковое он и даровал ему (несмотря на возражения Амессая), не желая омрачать торжество своего возвращения на престол умерщвлением кого-либо в Израиле. Прощение это было, однако, дано на время (сравните стихи 21-23 с поручением Давида при конце его жизни Соломону в 3-Цар. 2:8-9). Большое число Вениамитян, пришедших почтить Давида (19:17), которых Семей определяет как «дом Иосифа» (т. е. говорит о них как о представителях Израиля, населявших северные территории; 19:20), свидетельствует о первых шагах колена Вениаминова, направленных на объединение с Иудой, коленом южным.
2-Цар. 19:24-30. Вышедший навстречу царю Мемфивосфей, внук Саулов и сын друга Давида Ионафана, обвинил своего слугу Сиву в клевете: он, Мемфивосфей, вовсе не за тем остался в Иерусалиме и не ушел с Давидом в изгнание, чтобы вернуть себе престол деда (16:3). Трудно сказать, кто из двоих – Сива или Мемфивосфей – говорил правду.
Возможно, поверив до некоторой степени сыну Ионафана и чтя память отца его, Давид отменил прежнее свое распоряжение отдать все, что имел Мемфивосфей, Сиве (16:4) и повелел им разделить поровну поля. Может быть, он полагал, что донесение Сивы, который к тому же на деле явил ему свою лояльность, не было лишено оснований, и поэтому всего, что принадлежало Мемфивосфею, не возвратил ему (сравните 9:9-10).
2-Цар. 19:31-38. Верзеллий Галаадитянии поставил множество припасов Давиду, когда тот перешел Иордан (17:27-29). Теперь Верзеллий предстал перед царем. Испытывая глубокую признательность к этому 80-летнему старцу, Давид хотел взять его в Иерусалим, чтобы он до конца дней своих жил при царском дворце. Тот, однако, ответил, что слишком стар уже, чтобы насладиться царской милостью, и предпочел бы умереть в собственной земле, но попросил о сыне своем Кимгаме. Давид с радостью удовлетворил его просьбу.
2-Цар. 19:39-43. Наконец, царь и сопровождавшие его перешли Иордан и направились в Галгал, где были встречены толпой сограждан, представлявших как Иуду, так и Израиль. Израильтяне были, однако, огорчены тем, что мужи Иудины опередили всех остальных и как бы похитили у них Давида и всех приближенных его, переведя их через Иордан (стих 41). Израильтяне, вероятно, думали явиться к царю в его заиорданское убежище, но опоздали.
На ответ иудеев, что царь, – соплеменник их, их ближний (стих 42), они возразили, что представляют десять племен (две другие «части» составляли Иуда и Вениамин; стих 4) и, следовательно, во всех отношениях имеют больший вес (мы более, нежели вы, стих 4). Кроме того, они напомнили, что первыми заговорили о том, чтобы возвратить царя (19:9-10). Вся эта сцена свидетельствует о непостоянстве народа, который то переметнулся, недолго размышляя на сторону Авессалома, то спешил приветствовать возвращение Давида. Указывает она и на разделение между иудеями и израильтянами, которое, все углубляясь, в конце-концов привело к образованию двух царств.