Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

В. Саул и Давид (главы 16-26)

1. БЛАГОВОЛЕНИЕ САУЛА К ДАВИДУ (ГЛ. 16-17)

а. Избрание и помазание Давида (16:1-13)

1-Цар. 16:1-13. Бог послал Самуила помазать в цари израильские того, кого прежде определил как «мужа по сердцу Своему» (13:14) и как одного из «ближних» Саула, который, однако, «лучше его» (15:28).

Как царь Израиля Давид был избран от вечности. Не непригодность Саула в этом качестве заставила Господа «изменить курс». Но план Его действий, в котором с самого начала было предусмотрено все, осуществлялся таким путем, чтобы конечному торжеству его способствовало и самое неповиновение человеческое (в данном случае – Саула). Бог позволил людям поставить над собой царя по своему выбору. Но теперь, после того, как ошибочность этого выбора сделалась очевидной, Он продемонстрировал им превосходство Своей мудрости, «воздвигнув» израильского царя во исполнение собственной совершенной воли.

По прошествии довольно долгого времени, в которое Самуил не переставал печалиться из-за того, что произошло с Саулом, Господь повелел пророку идти в Вифлеем, где Он усмотрел… царя из сыновей Иессея (16:1-3).

Иессей был внуком Руфи и Вооза (Руф. 4:18-21), т. е. относился к «ветви обетования» (таблицу «Предки Давида, начиная от Авраама»). Как жены Иакова положили начало царскому дому (Быт. 35:11; 49:10), так от Руфи пошла династия Давида (Руф. 4:11).

Не обманным путем побуждал действовать Самуила Бог, но – совершить действительное жертвоприношение, без чего и нельзя было осуществить столь значительную церемонию как помазание нового царя (16:2). Истинная причина жертвоприношения лишь до времени была скрыта за ним. Старейшин Вифлеема поначалу встревожил приход Самуила (стих 4); вероятно, они думали, что он пришел совершить «суд» над их городом за какую-то провинность, либо – по причине не спадавшего напряжения в противостоянии власти пророка царской власти.

После того, как семеро сыновей Иессея не были признаны Господом угодными Ему, дошла очередь до младшего пастуха Давида, который и был помазан Самуилом по повелению Господню (стихи 11-13); это было тайное помазание, при пока еще правившем Сауле. И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после (стих 13) – во удостоверение высшей воли. (Внешне это не дало Давиду никаких привилегий, но под действием Святого Духа он созревал нравственно и духовно, готовясь занять предназначенное ему место.) Позднее Давид был открыто помазан царем над Иудеей (2-Цар. 2:4), а потом – над Израилем (2-Цар. 5:3).

б. Давид – придворный музыкант Саула (16:14-23)

1-Цар. 16:14-23. Тогда как Давида Дух Господень не оставлял, от Саула Он отступил. Из этого следует, что ветхозаветное время присутствие Святого Духа не о спасении свидетельствовало, а лишь о действии силы Божией в тех, кого Бог избирал на служение Себе (сравните Суд. 3:10; 6:34; 13:25; 14:6; 1-Цар. 10:10; 16:13). Когда Святой Дух «отступил» от Саула, его, по попущению Господа, стал мучить злой дух (стих 14; сравните стихи 15-16; 18:10; 19:9).

Был ли это «дух» греховных страстей или тот, который вызывал душевное расстройство, очевидно, что речь идет о воздействии на Саула демонической силы (сравните Иов. 1:12; 2:6; 3-Цар. 22:19-22). В мучительном своем состоянии царь находил облегчение и успокоение, лишь слушая музыку, и потому он распорядился, чтобы привели к нему музыканта, особо искусного в игре на гуслях (16:15-17). Бог позаботился о том, чтобы им оказался Давид; так юный пастух попал в царский дворец (стихи 18-21). Духом Святым дана ему была способность отгонять своей игрой злого духа от царя (стих 23).

О гуслях (по другим переводам – «арфа»; имеется в виду старинный струнный инструмент) уже упоминалось как о музыкальном инструменте пророков (10:5). Позднее Елисея, искавшего откровения свыше, «коснулась рука Господня», когда ему играли на гуслях (4-Цар. 3:15). Так же и сыновья Асафа, Емана и Идифуна пророчествовали, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах (1-Пар. 25:1).