Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Б. Песнь Анны (2:1-10)

Перед нами один из самых ранних и наиболее волнующих ветхозаветных гимнов. Мессианский характер этого гимна настолько очевиден, что Мария, мать Иисуса, «строит» на его основе собственную Песнь хвалы Господу (Лук. 1:46-55).

I. РАДОСТЬ АННЫ В ГОСПОДЕ (2:1)

1-Цар. 2:1. Говоря о «врагах» своих, Анна, в первую очередь, имела, вероятно, в виду свою соперницу Феннану; теперь, когда Господь дал ей стать матерью, Анна в состоянии отразить ехидные замечания тех, кто укорял ее в бесплодии (широко разверзлись уста мои на врагов моих). Рог – символ силы (животные, как известно, пользуются рогами при нападении и защите); этот образ употреблен Анной в том смысле, что Господь восстановил ее женскую силу и достоинство.

2. ХВАЛА АННЫ ГОСПОДУ (2:2-8)

1-Цар. 2:2-8. Благодаря тем Своим атрибутам, которые перечисляет Анна, – святости, силе и твердости, всезнанию (стихи 2-3), Бог все и вся держит в Своих руках, и все человеческие дела у Него перед глазами. Пути и суды Его неисповедимы. Дерзкие, сильные, сытые впадают в ничтожество по воле Его, а немощные обретают силу. Бесплодная рождает (семь раз – символ полноты всякого явления), провозглашает Анна, а многочадная теряет силу (в этой фразе, возможно, продолжение «спора» Анны с ее соперницей Феннаной). Господь умерщвляет и оживляет… делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (стихи 6-7).

3. УПОВАНИЕ АННЫ НА ГОСПОДА (2:9-10)

1-Цар. 2:9-10. Мысль о том, что незавидна участь тех, кто полагается на собственную силу, проходит через всю песнь Анны (стихи 3,9). Она поет о том, что угодных Ему людей (святых Своих) Бог благословляет, а не соблюдающих закона и не имеющих веры Он обращает в ничто (стих 9). Никто на земле не избежит суда Его (стих 9). Словами воистину пророческими завершает Анна свою песнь: Господь… даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего.

Упоминание о «царе» в гимне «домонархической» поры заставило некоторых исследователей Библии думать, что в уста Анны он был вложен каким-то редактором книги в позднейшее время. Но это вовсе необязательно, тем более если верить в возможность пророческого предвиденья. Тем более что представление о грядущем царе из среды Израиля не было чуждо еврейскому сознанию – ведь впервые откровение на этот счет было возвещено еще в дни Авраама (Вступление). Словом «помазанник», сопутствующим слову «царь», переведено еврейское машиах («Мессия»).

Это первое в Ветхом Завете упоминание о некоем человеке-помазаннике. Хотя едва ли оправданно напрямую связывать пророчество Анны с Иисусом Мессией, вполне очевидно, что «совмещение» здесь этих двух понятий – «царь» я «помазанник» – указывает на то, что помазанник, которому Бог даст особую силу (вознесет рог его), будет облечен царским достоинством (Пс. 88:20-24). Правомочно думать, что предсказание Анны, в первую очередь, относилось к царю Давиду.

В. Обстановка в Силоме (2:11-36)

1. ВОЗРАСТАНИЕ САМУИЛА (2:11,26)

1-Цар. 2:11,26. Итак, родители оставили маленького Самуила у Илия, а сами вернулись домой, в Раму. Очевидно, в последующие годы ребенок проходил под руководством священника особую подготовку – как физическую и нравственную, так и духовную – к предстоявшему ему служению. в стихе 26 читаем, что по мере того, как Самуил приходил в возраст он обретал все большее благоволение у Господа и у людей. В похожих словах евангелист Лука напишет впоследствии о возрастании Иисуса (Лук. 2:52).

2. НЕДОСТОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СЫНОВЕЙ ИЛИЯ (2:12-17,22-25)

1-Цар. 2:12-17,22-25. Самуил появился на свет по молитве своей благочестивой матери. Но важно уразуметь, что ответ на эту молитву был продиктован и некоей высшей причиной. Ибо слова из Суд. 21:25 – «В те дни… каждый (в Израиле) делал то, что ему казалось справедливым» – относилось и к священникам. Сам Илий, судя по всему, безнравственным человеком не был, однако, он полностью утратил контроль над своими сыновьями, которым, между тем, предстояло наследовать его священнический сан; об этих молодых людях сказано, что она не знали Господа (в том смысле, что не признавали заповедей Его и повелений).

Так, при принесении израильтянами мирных жертв, они дерзко нарушали и последовательность и неукоснительные правила совершения ритуала (для чего посылали слугу из дома священника – отрока, и делали это «его руками»): вместо положенных священнической семье частей жертвы (Лев. 7:28-34), сыновья Илия брали тс, что им больше нравилось (стихи 12-17). Женщин, собиравшихся у входа в скинию, они – по примеру хананеев – превращали в своего рода «храмовых блудниц» (стихи 22-25).

3. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДОМ РОДИТЕЛЕЙ САМУИЛА (2:18-21)

1-Цар. 2:18-21. В повествовании противопоставляются, словно бы иллюстрируя слова Анны из гимна о «святых» и «беззаконных», семья Самуила и семья Илия. Отдав сына Господу, Анна не переставала заботиться о нем (стих 19). О ней же самой не переставал печься Господь. Как это часто бывает с людьми, истинно верующими, Он дал ей много больше, чем она просила: трех сыновей, помимо Самуила, и двух дочерей.

4. ОТВЕРЖЕНИЕ ГОСПОДОМ ДОМА ИЛИЯ (2:27-36)

1-Цар. 2:27-36. Не удивительно, что Бог отверг священство Илия и его сыновей. Некто из провозвестников Божией воли (человек Божий) явился к Илию и напомнил ему об обстоятельствах избрания Левин (отца твоего) на первосвященическое служение (стихи 27-28), и он же объявил ему о том, что за нарушение условий священства оно от дома Илия отнимется (стихи 29-33). И в наказание дому этому впредь мужчины его не будут доживать до старости. Вместо потомков Илия, Господь, однако, поставит Себе священника верного (стих 35), потомки которого (дом) тоже будут верно служить Ему – в присутствии помазанника Божиего, т. е. царя.

В историческом плане это пророчество осуществилось, когда священство было отнято от Авиафара, потомка Ифамара, сына Ааронова, и передано Садоку, потомку Аарона по линии Елеазара (3-Цар. 2:27,35). В полном же смысле оно исполнилось лишь в Иисусе Христе, в Чьем лице «объединились» верный Священник и Помазанник (Царь) – Пс. 109; Евр. 5:6; Откр. 19:16.

Г. Призвание Самуила (глава 3)

Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты (стих 1). Но вот Господь нашел в народе Своем того, кто пришелся Ему по душе, и к нему, юному Самуилу, Он обратился со словом.