Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

II. Время царствования Саула (главы 10-31)

А. Саул у власти (главы 10-14)

1. ИЗБРАНИЕ САУЛА ИЗРАИЛЕМ (глава 10)

1-Цар. 10:1-8. Но прежде чем сделать это, Самуил… вылил на голову Саула сосуд с елеем и только тогда сказал, что это Господь помазывает его правителем народа Своего. Напомним, что в Ветхом Завете помазание елеем символизировало отделение человека или какого-то предмета для Бога (Исх. 30:23-33). Помазанию сопутствовало присутствие и действие Святого Духа (1-Пар. 10:6,10; 16:13).

В подтверждение того, что он действовал по вдохновению свыше, Самуил предсказал Саулу, что на пути домой три знамения даны будут ему: а) он встретит двух человек близ гроба Рахили, у границы земель Вениаминовой и Ефремовой, в Целцахе, и те сообщат ему, что пропавшие ослицы… нашлись; б) затем ему встретятся у дубравы Фаворской три человека, которые дадут ему два хлеба, и в) на холме Божием, т. е. на одном из возвышенных мест где приносились жертвы (предполагается, близ Гивы, куда возвращался Саул), и которое, очевидно, было обращено филистимлянами в один из их военных опорных пунктов в Ханаане, встретится Саулу сонм, т. е. процессия, пророков.

Они будут спускаться с холма, играя на музыкальных инструментах (псалтирь – струнный инструмент, тимпан – нечто наподобие бубна) и пророчествуя (в данном случае – не прорицая, а восхваляя Бога в гимнах и прославляя Его за чудные дела Его; слово «пророчествовать» имеет в Библии именно такое, двоякое, значение). (Самуил основал в Израиле «пророческие училища», где изучалось слово Божие, воспевались хвалебные гимны Богу и совершались молитвы. Тех, кто составлял эти училища, называли «пророками» или «сынами пророческими»; 3-Цар. 20:35.)

Самуил сказал Саулу, что при встрече с этими пророками на него найдет… Дух Господень, и он тоже будет пророчествовать (славить Бога), и сделается иным человеком. Часто это понимают как указание на духовное возрождение Саула. Но для Ветхого Завета не характерно говорить об этом в таких словах, а, кроме того, последующее развитие событий, действия и поведение Саула отнюдь не свидетельствуют о его духовном преображении (16:14; 18:12; 28:15-16). Скорее всего, речь здесь идет о том, что действием Духа Святого неопытный и необразованный Саул обрел способность взять на себя обязанности царя и исполнять их – в значительной степени так же, как до того делали это, благословляемые свыше, судьи (Суд. 6:34; 11:29; 13:25; 14:6,19; 15:14).

1-Цар. 10:9-13. В только что указанном смысле, вероятно, говорится и об «ином сердце» Саула. Знамения, предсказанные ему Самуилом, осуществились. Но когда он стал пророчествовать вместе с пророками, все знавшие его на протяжении длительного времени настолько изумились, что мгновенно сложилась в народе пословица: «неужели и Саул во пророках?» Смысл ее в констатации явления неожиданного и необъяснимого. Ведь этот сын Кисов ничему подобному не учился, подразумевали люди. На что один из бывших там возразил: а у тех (пророков) кто отец?

Имея, вероятно, в виду, что пророческий дар не по наследству передается. Отсюда, однако, не следует, что Саул стал одним из несших пророческое служение под руководством Самуила; происшедшее с ним лишь должно было засвидетельствовать, что ему, действительно никогда этому не учившемуся, на время дано было действовать как пророку (кстати, именно так и звучит буквально последняя фраза десятого стиха в еврейском тексте) – в ознаменование того, что отныне в жизни Саула присутствует и действует Бог.

1-Цар. 10:14-16. Дяде своему… Саул открыл лишь сказанное ему Самуилом об ослицах, что они нашлись, и промолчал о помазании своем в цари.

1-Цар. 10:17-27. Через какое-то время Самуил собрал народ… в Массифу, где обычно собирались евреи для решения важных дел (сравните 7:5-7). Повторив им о неразумности их требования дать им царя, вопреки воле Божией, Самуил стал вызывать к себе колена Израилевы, одно за другим. По всей вероятности, пророк метал жребий и посредством его получал «указания» (стих 20). Из колена Вениаминова было указано племя Матряево (правильнее, видимо, клан Матриев), а в нем назван Саул, сын Кисов (стих 21). Стали его искать, и не находили.

И снова вопросили… Господа, и было иудеям указано (возможно, посредством какого-то знамения), где скрывается Саул. Явно непритязательного и смиренного поначалу, Саула не привлекали блеск славы и публичные почести; характерно в этой связи и то, что он не стал преследовать тех, которые с презрением отнеслись к выдвижению его царем (стих 27).

Надо заметить, что древние очень высоко ценили физическую силу в человеке и по внешним его достоинствам склонны были судить и о внутренних. Поэтому, увидев перед собой рослого красивого Саула, народ воскликнул: да живет царь! Господь же допустил избрание Саула с тем, чтобы евреи на опыте убедились: грубая физическая сила не есть главное достоинство теократичекого правителя. Кроме того (и это главное), Саул не мог стать основателем царской династии, возвещенной Господом через Иакова.

Тот, как известно, сказал, что «не отойдет скипетр (царский) от Иуды» (Быт. 49:10), т. е. что основоположником обещанной свыше царской династии, из которой произойдет Мессия, станет Иуда. А Саул был вениамитянином. Все, что, однако, требовалось в этой ситуации от Самуила, это официально облечь Саула властью и возложить на него царские обязанности, а также предоставить ему соответствующие права, записав их в книгу (стих 25) – несомненно в согласии с тем, что изложено во Втор. 17:14-20 (Моисеевы законоположения, предусмотренные к исполнению в будущем царем).