Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Е. Избрание царя (главы 8-9)

После битвы при Авен-Езере (7:12), происшедшей около 1084 г. до Р. Х., править Израилем стал Самуил, и правление его продолжалось примерно 30 лет. Уже в дни судей народ предпринимал преждевременные попытки установить у себя монархическую власть (Суд. 8:22-23; 9), что шло вразрез с идеалом теократического царства, которым «владеет» Сам Господь.

Снова израильтяне стали выражать желание «получить царя», когда Самуил состарился и стало ясно, что долго он не проживет. Бог и Сам «имел в виду» такого царя, который был бы, однако, подготовлен к принятию своего сана предшествующими обстоятельствами и принял бы его в то время, которое счел бы благоприятным Господь (Втор. 17:14-15); в дни Самуила время это еще не настало.

1. НАРОД ТРЕБУЕТ ЦАРЯ(8:1-9)

1-Цар. 8:1-6. Очевидно, то, о чем рассказывается в этих стихах, произошло незадолго до 1051 г. до Р. Х. (год вступления на царство Саула); когда… состарился Самуил (ему было в то время 65-70 лет). И собрались все старейшины Израиля… в Раму – просить пророка, чтобы поставил над ними царя (стих 5). Толчком к этому послужило неправедное судейство сынов Самуила – Иоиля и Авия, которых отец (достигши преклонных лет) посадил судьями в Вирсавии (стихи 1-2).

Те, однако, не ходили путями Самуила (брали взятки и судили превратно), чем, должно быть, живо напомнили израильтянам сыновей священника Илия (2:12,22). Вероятно, народ боялся возвращения тех дней, предшествовавших правлению Самуила, которого как бы Сам Господь вырастил и поставил над ними. Просьба старейшин огорчила Самуила, потому что он признавал лишь одного царя Израиля – Того, Который избавил его из египетского рабства.

1-Цар. 8:7-9. Но Господь повелел пророку удовлетворить просьбу народа, отвергавшего, по Его словам, не его, Самуила, а Самого Иегову, т. е. ту форму теократического правления, которая до тех пор была Израилю присуща.

Собственно, не самое желание иметь царя (хотя слова старейшин «как у прочих народов» (стих 5) подразумевали «как у народов языческих») не угодно было Богу, Который и Сам обещал Израилю вождя, носящего царский сан (Вступление), а нетерпение народа, его нежелание дождаться благоприятного (с Божией точки зрения) времени для этого.

Израильтяне ведь «запросили царя» и перед лицом назревавшего конфликта с аммонитянами (12:12-13). Все еще не убедившись во всесилии Господнего водительства, в какой уже раз засвидетельствованном им (в недавнем прошлом – в поражении, которое нанесли они филистимлянам при Авен-Езере; 7:10-12), евреи просили царя-человека, не застрахованного от ошибок и поражений.

Бог, говоривший к Самуилу, наставил его предупредить народ о правах царя по отношению к нему.

2. САМУИЛ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НАРОД (8:10-18)

1-Цар. 8:10-18. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя. Он предупредил Израиль, что царь его будет деспотом и диктатором, который станет обогащаться за его счет. Народ станет для него тем неиссякающим источником, из которого он по прихоти своей будет черпать ресурсы для проведения своих военных и дворцовых мероприятий (стихи 11-13). Царь будет присваивать собственность своих подданных (стихи 14,16) и облагать их тяжелыми налогами (стих 15, 17).

Все это будет происходить, «как у других народов», но поздно тогда будет жаловаться, ибо Израилю придется пожать плоды своих плотских устремлений (стих 18). Многое из предсказанного Самуилом осуществилось вскоре после того, как Саул взошел на трон (к примеру, 14:52), и продолжало оставаться «живой приметой» всей длительной истории монархического правления как в Израиле, так и в Иудее (2-Цар. 15:1; 3-Цар. 12:12-15; 21:7).

3. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ НАРОДА; ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (8:19 – 9:14)

1-Цар. 8:19 – 9:2. Предупреждение Самуила не отвратило народ от желания иметь царя. И Господь согласился на это. После чего в историю Израиля был введен Саул. Он был из колена Вениаминова, человек знатный (потому что таковым был его отец Кис), молодой, сильный и необычайно красивый. Однако по характеру своему он был, как видно из дальнейшего, прост и недалек и иных «царских признаков», кроме вышеупомянутых внешних, включая на редкость высокий рост не имел. Происходил он, между прочим, из города Гивы (10:26), того самого, где соплеменники его совершили зверское убийство наложницы левита (Суд. 19). Раскопками в Тел эль-Фул, километрах в пяти севернее Иерусалима, установлено, что именно там находилась древняя Гива.