Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

3. ВОЗВРАЩЕНИЕ КОВЧЕГА (6:1 – 7:1)

1-Цар. 6:1-12. После пережитых ими мучительных наказаний и унижения их бога Дагона Филистимляне (очевидно, в лице своих вождей) обратились за советом к жрецам и прорицателям. И те, в согласии с суеверными языческими представлениями, посоветовали отпустить ковчег Бога Израилева, принеся Ему жертву повинности в виде вылитых из золота пяти (согласно числу главных филистимских городов) изображений того, чем филистимляне были наказаны, т. е. наростов… и… мышей (стихи 17-18). (Обычай умилостивления богов принесением им вылитых из металла изображений «орудий наказания», понесенного людьми, или пораженных болезнью частей человеческого тела был широко распространен в древнем мире и сохранялся очень долго – почти до нашего времени – как на Востоке, так и в некоторых частях Европы.)

В данном контексте приношения Богу Израилеву должны были означать признание филистимлянами Его превосходства над Дагоном (стих 5). На новой колеснице, запряженной двумя, не знавшими ярма коровами, только что отелившимися (от которых следовало отнять их телят), ковчег Господень предстояло отправить назад в Израиль. Целью задуманного было убедиться, действительно ли от Бога Израиля исходили беды, постигшие филистимлян.

Если коровы, от которых отняли их молочных телят, не возвратятся к ним, а пойдут к Вефсамису, т. е. в пределы Израильские, значит филистимляне наказаны Богом евреев. И пошли коровы… одною дорогою, они шли и мычали (тоскуя о своих телятах), но не свернули ни направо, ни налево, пока не дошли до пределов Вефсамиса.

Хотя о ворожбе и гаданиях не много известно из Ветхого Завета, поскольку Израилю они были запрещены, на Ближнем Востоке сохранилось с древнейших времен множество текстов, свидетельствующих как о широком распространении этой практики среди языческих народов, так и о методах, которые применялись для «узнавания намерений» тех или иных божеств, и о способах предотвращения угрожавшего зла.

Особенно распространен был метод «альтернативного гадания» (как в этом случае), т. е. по принципу «Да-нет». В свое время Гедеон воспользовался овечьей шерстью, чтобы узнать волю Божию (Суд. 6:37-40), и это могло быть отражением такой вот «практики гаданий», лишенной, однако, языческой специфики. Упомянутый метод «альтернативного гадания» схож был с бросанием жребия. Так или иначе, наихудшие предположения филистимлян подтвердились.

1-Цар. 6:13 – 7:1. Израильтяне так обрадовались, вновь увидя ковчег Господень после семи месяцев отсутствия его (6:1), что там, где коровы остановились (на поле у Вефсамиса), принесли их Господу в жертву всесожжения. (Вефсамис был пограничным городом, километрах в двадцати на запад от Иерусалима.) К несчастию, жители этого города, в безудержной радости своей, нарушили святость ковчега: сняв с него крышку, они заглядывали внутрь его (6:19), возможно, желая убедиться, что скрижали завета – на своем месте.

Между тем, Моисеем было постановлено, что только Левиты могут «вступать в контакт» с ковчегом, да и то не касаться его непосредственно (не говоря уже о том, чтобы заглядывать в него); Чис. 4:5,15,20. Подобное своеволие и столь явное неповиновение воле Божией каралось смертью (сравните 2-Цар. 6:6-7).

В некоторых еврейских манускриптах число убитых в Вефсамисе означено как семьдесят, а не как 50, 070 (в большинстве их), каковое число представляется непомерно большим. Смысл происшедшего, однако, в том, что не только язычники (люди, не верующие в истинного Бога) караются за пренебрежение законом Божиим, но и верующие (здесь – израильтяне).

После трагедии в Вефсамисе ковчег был отправлен к жителям Кириафиарима (современный Абу Гош; километрах в 13 на северо-запад от Иерусалима). Он был переправлен туда, а не в Силом, очевидно, потому, что Силом был филистимлянами разрушен (возможно, вскоре после битвы при Афеке; смотрите главу 4; сравните Иер. 26:9). Ковчег Господа оставался на попечении семьи Аминадава (7:1) около 100 лет.

По поводу сказанного в 6:17-18 заметим, что «золотые мыши и наросты» были принесены филистимлянами «в жертву повинности» по числу не только пяти их главных городов, но и всех примыкавших к ним поселений («открытые села» – значит не огороженные стенами), которыми управляли те же «пять владетелей (князей) филистимских».