Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Иез. 11:1. Ворота, обращенные к востоку, куда дух… привел Иезекииля, выходили к Кедронской долине и к Масличной горе. По-еврейски: «во входе в ворота»; имеется в виду: под сводами, образованными мощной стеной, в которой эти ворота находились. Там (под сводами) глазам Иезекииля предстало «собрание» князей народа в количестве 25 человек (они не были теми же людьми, о которых речь в 8:16).

Напомним, что «ворота» (или площадь перед ними) служили традиционным местом официальных собраний в древневосточных городах, в частности, судебных разбирательствам. Быт. 23:10,18; Втор. 21:19 и др.), причем, там же могли исполняться и решения суда в отношении виновных. Вероятно, ко времени Иезекииля сложилась практика проведения собраний не только у городских, но и у храмовых ворот.

Из собравшихся пророк по имени называет двоих: Иазанию, сына Азурова, и Фалтию, сына Ванеева. Первый из них не был тем же «Иезанией», который упоминается в Иез. 8:11. Может быть, его отец Азур был тем же человеком, которого упоминает Иеремия (как отца Анании, лжепророка; Иер. 28:1). И тогда Иезания из Иез. 11:1 приходился братом тому Анании, который, как помним, выступал против пророка Иеремии и «усыплял» иудеев ложными утешениями незадолго до падения Иерусалима. Иезекииль подчеркивает, что названные им двое (из 25) были «князьями народа».

Иез. 11:2-3. Он (дух; в некоторых текстах Господь) сказал Иезекиилю, что эти 25 совещающиеся теперь «в воротах», – люди… которые дают худой совет в городе сем (стих 2). В стихе 3 «совет» этот раскрывается: войско халдеев еще не близко, можно спокойно жить и строить домы, ибо город этот, как котел, в котором мясо пребывает в безопасности («мясу» уподобляются иерусалимляне, а стены их города – прочным стенам котла).

Иез. 11:4-5. Пророчествуй вопреки ложному оптимизму дома Израилева (в видении пророка он представлен двадцатью пятью мужами), повелевает Иезекиилю Господь. А что на ум вам приходит, это Я знаю. Господь подразумевает авантюристические планы «князей» противостать могущественному Навуходоносору, освободиться из уз вассальной зависимости от него.

Иез. 11:6-12. Устами Иезекииля Господь «обыгрывает» образ «котла и мяса». «Убитые ваши», чьими трупами… вы… наполнили… улицы «сего города», – по всей вероятности, многочисленные жертвы всяческого насилия, постоянно совершавшегося в Иерусалиме (сравните с Иез. 7:23; 9:9; 22:6,12,13). Только эти убитые и окажутся «в безопасности» (как мясо в котле) в стенах обреченного города. Вас же (горе советчики) Я выведу из этого «котла», говорит Бог… и произведу над вами суд, поразив страшным для вас «мечом», который вложен в руку чужих.

На пределах Израилевых буду судить вас и падете… от меча (стих 10). И в тот момент поймете, что Я – Господь. Сказанное в начале этой фразы исполнилось буквально, когда в пограничном с Иудеей сирийском городе Ривле среди прочих уведенных из Иерусалима сразу после его падении были казнены все сыновья Седекии, и сам этот несчастный царь был ослеплен (4-Цар. 25:18-21; Иер. 52:8-11,24-27).

Иез. 11:13-15. Угроза, произнесенная Господом «в глазах пророка», получает немедленное подтверждение. Ибо, пока он произносил слова своего пророчества в Халдее (стих 13), в далеком Иерусалиме внезапно умер… Фалтия, сын Ванеев (один из 25 «князей»; можно предположить, что среди противившихся заповедям Господним и поступавших по уставам окружавших Иудею языческих народов он занимал особое место). Смерть его Иезекииль видел, как если бы находился рядом с ним, в Иерусалиме. Надо ли гадать, какое впоследствии впечатление произвело на вавилонских пленников подтверждение этого известия с родины!

А в тот момент более всех потрясен был сам Иезекииль: неужели Ты, Господи, хочешь до конца истребить остаток Израиля? – в отчаянии воскликнул он. Прозвучавшее ему в ответ слово Господне несло утешение. Нет, «остаток» будет Им сохранен. Тот, который поселен теперь в Вавилоне. Именно эти люди подразумевались под «братьями его единокровными» в стихе 15. Примечательно, что в Септуагинте и сирийских текстах они названы «друзьями (пророка) по изгнанию».

Напрасно «превозносятся» над ними живущие (оставшиеся) в Иерусалиме, говоря: «живите вдали от Господа; нам во владение отдана эта земля». Они руководятся не духовными, а «географическими» критериями. И рассуждения их о праве на землю, «отданную им», верны лишь частично. Ведь отдавая Израилю землю, обещанную ему, Бог поставил условием сохраняя ее за ним повиновение Ему; в противном случае народ подлежал изгнанию из нее (Втор. 28:36,64-68). Да, Бог сохранит «остаток» Израиля (Иез. 6:8; 12:16), но, пораженные гордыней, нечестивые «князья» его не войдут в него.

Иез. 11:16. Знаком благоволения Иеговы к вавилонским пленникам служит Его обещание быть для них, лишенных храма, живущих в нечистом языческом окружении, некоторым (или малым) святилищем. При более точном переводе с еврейского, «некоторым (малым) освещением»; здесь та мысль, что Бог не оставит Израиля и на чужбине, где ему предстоит очиститься от духовных недугов и закалить свою веру.

Иез. 11:17-20. Следует обещание Господа собрать (по прошествии времени) верных Ему иудеев из народов, среди которых они рассеяны, и возвратить им землю Израилеву. И они придут туда и очистят ее от всех гнусностей и мерзостей, какими она осквернена теперь. Нельзя не сказать, что по возвращении из плена иудеи действительно раз и навсегда покончили с идолопоклонством. Но что касается глубокого внутреннего обновления, о котором Иегова говорит в стихе 19, то тогда оно, конечно, не произошло.

Здесь мысль пророка, направляемая свыше, очевидно, простирается в далекое будущее, к началу Тысячелетнего царства Христова. Ибо царство Божие, в изгнании раскрывающееся лишь отчасти, полностью восторжествует только в последнем и окончательном Богоявлении. Только тогда возрожденный, духовно обновленный Сион, имеющий на месте «каменного» сердце из плоти, единый в своей воле к справедливости и милосердию (и дам им сердце единое) вновь собран будет на своей земле, чтобы не частично, а во всей полноте стать народом Божиим (стих 20).

Иез. 11:21. Тут пророк возвращается мыслью в свое время. Угроза, по-видимому, относится к тем, кто останется в Иерусалиме.

Иез. 11:22-25. Осуществление этой угрозы в отношении них на данный период времени завершается: Господь покидает Иерусалим. Почему «по пути» слава Его остановилась над Масличною горою? Разные предположения высказывали на этот счет богословы, приведем одно из них: Бог страдал, покидая Свой город, и, вот, остановился, чтобы, бросив на него «последний взгляд», проститься с ним.

Самое место это лишалось отныне Божиих благословений до времени возвращения Его в город тем же путем, мимо Масличной горы (43:1-3). Конечно же то обстоятельство, что столетия спустя именно с этой горы вознесется в небо Иисус Христос (Деян. 1:9-12), Который и вернуться пообещает на то же место (Деян. 1:11; Зах. 14:4), не простое совпадение.

Все еще в видении, пророк ощущает себя переносимым назад, в Халдею, где все это время он оставался телесно, окруженный «старейшинами» (8:1). По возвращении в земную реальность Иезекииль пересказывает им все слова Божиего откровения.