Именно в свете человеческого неведения относительно будущего (трижды повторяет он в этой главе фразу «ты не знаешь»; стих 2, 5-6) советует Екклесиаст читателям трудиться упорно, не покладая рук.
Еккл. 11:1-2. В первых 6 стихах главы 11 образная констатация автором этого неведения чередуется с его наставлением трудиться тем более прилежно и неутомимо. В стихе 1, 2, 6 – та мысль, что, трудясь, человеку необходимо быть инициативным и сообразительным, чтобы многого таким образом достигнув, «подстраховать» себя на случай непредвиденных бедствий.
Отпускай хлеб твой по водам (стих 1); речь здесь, как полагают, о выгодах морской торговли (упоминания о ней в 3-Цар. 9:26-28; 10:22; Пс. 106:23) – ведущий ее, по прошествии многих дней, не останется без прибытка. Давай часть семи и даже восьми (стих 2); тут, возможно, совет предусмотрительно вкладывать средства в несколько предприятий одновременно – какая бы беда ни разразилась на земле, больше шансов, что имеющий в них часть не потерпит полного краха. Это соответствует сказанному в стихе 66.
Еккл. 11:3-4. Здесь, по-видимому, предостережение против излишней мнительности в наблюдениях за погодой и совет трудиться постоянно и прилежно – ибо не от человека зависят процессы, происходящие в природе: выпадение ли дождя, падение ли дерева, вырванного ураганом, на юг или на север… Так что не стоит «придирчиво» наблюдать за ветром и облаками в ожидании «подходящего момента» для сеяния и жатвы: поступающему так – не сеять и не жать.
Еккл. 11:5-6. Упомянутая выше образная констатация человеческого неведения относительно Божиих дел и невозможности для людей предвидеть, где они найдут, а где потеряют, и следующий отсюда вывод о необходимости трудиться, не давая отдыха руке, – ради удачи не в одном, так в другом и достижения успеха не здесь, так там.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ЖИВИ РАДОСТНО, НО В СТРАХЕ БОЖИЕМ (11:7 – 12:14)
А. Призыв к радостной и ответственной жизни перед Богом (11:7 – 12:7)
Три части этого раздела тесно связаны между собой. В первой части (11:7-8) Екклесиаст призывает разумно наслаждаться жизнью, памятуя о «темных днях» после смерти. Во второй части (11:9-10) он советует «веселиться» смолоду, ибо юные годы, в которые радоваться жизни пристало более всего, быстро проходят (и в этом смысле они – суета стих 10); тут, однако, автор напоминает, что и в «весельи» следует помнить об ответственности перед Богом. Этот совет наслаждаться жизнью в молодые годы приобретает подчеркнутое звучание в свете последней части книги (12:1-7), где аллегорически жипописуются мрачные дни старости, которые завершаются смертью.
1. РАДУЙСЯ ЖИЗНИ, ПОТОМУ ЧТО ЗА НЕЙ ПОСЛЕДУЮТ «ДНИ ТЕМНЫЕ» (11:7-8)
Еккл. 11:7-8. Свет и тьма – метафоры жизни (сравните Иов. 3:20; 33:30) и смерти (сравните Еккл. 6:4-5; Иов. 10:20-22; 18:18). «Дни темные», которые наступят после смерти, «суетны», по Екклесиасту, в смысле их пустоты (кажущейся бессмысленности) и загадочности для человеческого разума. В стихе 8 как суета переведено евр. хебел, и в том же смысле оно употреблено автором в 8:10,14. Во фразе о днях темных, которых будет много (речь идет о вечности) можно видеть литературный прием нарочитого «приуменьшения» (сравните с 12:5, где шеол назван «вечным домом»).
2. РАДУЙСЯ ЖИЗНИ В ЮНОСТИ, ПОМНЯ О ГРЯДУЩЕМ СУДЕ БОЖИЕМ (11:9-10)
Еккл. 11:9-10. Призыв «веселиться» (радоваться), следуя влечению сердца и очей, но делать это в страхе Божием, помня, что всякое чувство и влечение и каждый поступок «будут приведены Богом на суд», т. е. не избегнут Его оценки – похвальной или осуждающей. Как уже говорилось прежде (3:17; 7:15-18 и комментарии на эти стихи), ниоткуда из содержания книги не следует (ни прямо ни предположительно, намеком), что Екклесиаст «относил» Божий суд к посмертию. Напротив, как и другие, современные ему «писатели мудрости», он полагал, что суд этот совершается на протяжении человеческой жизни (толкование на 2:24-26).
Печаль… сердца и болезни тела, присущие старости (глава 12), не должны омрачать юных лет, которые пролетают стремительно (еще одно значение «суетности»).
4. НЕ ЗНАЯ БУДУЩЕГО, ТРУДИСЬ ПРИЛЕЖНО (11:1-6)
Именно в свете человеческого неведения относительно будущего (трижды повторяет он в этой главе фразу «ты не знаешь»; стих 2, 5-6) советует Екклесиаст читателям трудиться упорно, не покладая рук.
Еккл. 11:1-2. В первых 6 стихах главы 11 образная констатация автором этого неведения чередуется с его наставлением трудиться тем более прилежно и неутомимо. В стихе 1, 2, 6 – та мысль, что, трудясь, человеку необходимо быть инициативным и сообразительным, чтобы многого таким образом достигнув, «подстраховать» себя на случай непредвиденных бедствий.
Отпускай хлеб твой по водам (стих 1); речь здесь, как полагают, о выгодах морской торговли (упоминания о ней в 3-Цар. 9:26-28; 10:22; Пс. 106:23) – ведущий ее, по прошествии многих дней, не останется без прибытка. Давай часть семи и даже восьми (стих 2); тут, возможно, совет предусмотрительно вкладывать средства в несколько предприятий одновременно – какая бы беда ни разразилась на земле, больше шансов, что имеющий в них часть не потерпит полного краха. Это соответствует сказанному в стихе 66.
Еккл. 11:3-4. Здесь, по-видимому, предостережение против излишней мнительности в наблюдениях за погодой и совет трудиться постоянно и прилежно – ибо не от человека зависят процессы, происходящие в природе: выпадение ли дождя, падение ли дерева, вырванного ураганом, на юг или на север… Так что не стоит «придирчиво» наблюдать за ветром и облаками в ожидании «подходящего момента» для сеяния и жатвы: поступающему так – не сеять и не жать.
Еккл. 11:5-6. Упомянутая выше образная констатация человеческого неведения относительно Божиих дел и невозможности для людей предвидеть, где они найдут, а где потеряют, и следующий отсюда вывод о необходимости трудиться, не давая отдыха руке, – ради удачи не в одном, так в другом и достижения успеха не здесь, так там.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ЖИВИ РАДОСТНО, НО В СТРАХЕ БОЖИЕМ (11:7 – 12:14)
А. Призыв к радостной и ответственной жизни перед Богом (11:7 – 12:7)
Три части этого раздела тесно связаны между собой. В первой части (11:7-8) Екклесиаст призывает разумно наслаждаться жизнью, памятуя о «темных днях» после смерти. Во второй части (11:9-10) он советует «веселиться» смолоду, ибо юные годы, в которые радоваться жизни пристало более всего, быстро проходят (и в этом смысле они – суета стих 10); тут, однако, автор напоминает, что и в «весельи» следует помнить об ответственности перед Богом. Этот совет наслаждаться жизнью в молодые годы приобретает подчеркнутое звучание в свете последней части книги (12:1-7), где аллегорически жипописуются мрачные дни старости, которые завершаются смертью.
1. РАДУЙСЯ ЖИЗНИ, ПОТОМУ ЧТО ЗА НЕЙ ПОСЛЕДУЮТ «ДНИ ТЕМНЫЕ» (11:7-8)
Еккл. 11:7-8. Свет и тьма – метафоры жизни (сравните Иов. 3:20; 33:30) и смерти (сравните Еккл. 6:4-5; Иов. 10:20-22; 18:18). «Дни темные», которые наступят после смерти, «суетны», по Екклесиасту, в смысле их пустоты (кажущейся бессмысленности) и загадочности для человеческого разума. В стихе 8 как суета переведено евр. хебел, и в том же смысле оно употреблено автором в 8:10,14. Во фразе о днях темных, которых будет много (речь идет о вечности) можно видеть литературный прием нарочитого «приуменьшения» (сравните с 12:5, где шеол назван «вечным домом»).
2. РАДУЙСЯ ЖИЗНИ В ЮНОСТИ, ПОМНЯ О ГРЯДУЩЕМ СУДЕ БОЖИЕМ (11:9-10)
Еккл. 11:9-10. Призыв «веселиться» (радоваться), следуя влечению сердца и очей, но делать это в страхе Божием, помня, что всякое чувство и влечение и каждый поступок «будут приведены Богом на суд», т. е. не избегнут Его оценки – похвальной или осуждающей. Как уже говорилось прежде (3:17; 7:15-18 и комментарии на эти стихи), ниоткуда из содержания книги не следует (ни прямо ни предположительно, намеком), что Екклесиаст «относил» Божий суд к посмертию. Напротив, как и другие, современные ему «писатели мудрости», он полагал, что суд этот совершается на протяжении человеческой жизни (толкование на 2:24-26).
Печаль… сердца и болезни тела, присущие старости (глава 12), не должны омрачать юных лет, которые пролетают стремительно (еще одно значение «суетности»).