Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Массовое побоище в Иерусалиме (глава 9).

Иез. 9:1-2. Во второй части его видения перед Иезекиилем предстает подготовка к совершению массовой казни в Иерусалиме, провозглашенной в 8:18. Слово каратели буквально звучит как «посещения»; в Вульгате передано как «взыскания», а в греческом тексте – как «отмщения». По-еврейски, однако, отвлеченные понятия могли восприниматься как имеющие конкретное значение (подтверждение тому находим, в частности, в Ис. 60:17).

А здесь это подтверждается дальнейшим повествованием: Иезекииль видит шестерых ангелов-карателей в человеческом обличьи, явившихся по призыву Господа. Характер «губительных орудий», которые каждый из них имел в руке своей, не уточняется. По-еврейски звучит как «орудие разрушения». Примечательно, что исполнителей Божиего суда над Иерусалимом было шесть, но вместе с ангелом, исполнявшим в этой «группе» особую миссию, они составляли священное число семь.

Очевидно, ангелы шли от внешнего двора и, вот, прошли верхними воротами, обращенными к северу (те же, несомненно, ворота, что в 8:5 названы «воротами жертвенника»), чтобы приблизиться к храму. «Верхними» ворота внутреннего двора назывались потому, что сам он поднимался над внешним двором, благодаря чему богослужения, совершавшиеся перед храмом, видны были народу, собиравшемуся на внешнем («нижнем») дворе. Может быть, то обстоятельство, что небесные каратели шли с севера, было знаком того, что бедствие, олицетворяемое в их последующих действиях, тоже «придет» с севера (войско Навуходоносора).

Льняная одежда, в которую был облечен седьмой ангел, – символ его «отделенности» для служения Богу (как и в случае священников). Ибо особая белизна и тонкость высококачественнейшей льняной ткани («виссона») символизировали чистоту и святость. Прибор писца у пояса – характерная деталь одежды людей соответствующей профессии, долго сохранявшаяся на Востоке. В дни Иезекииля это был ящичек с тростниковыми перьями и чернильницей, изготовленной из рога. Еще в древности высказывалось соображение, что пребывание ангелов подле медного жертвенника тоже было особым знаком.

Ведь это был жертвенник всесожжений, на котором жертвы приносились во отпущение грехов. Те, кому в «ситуации», явленной Иезекиилю, грехи отпущены не будут (по их нераскаянности; стих 4), подлежали умерщвлению по воле Бога. Но как священники, совершавшие жертвоприношения на медном алтаре, совершали их во освящение народа, так и ангелы совершат свою грозную миссию как некое священнодействие, направленное на очищение города и народа через наказание их смертью за упорство во грехе.

Иез. 9:3-7. Когда ангелы, призванные Господом, приблизились к храму, слава Бога Израилева сошла с херувима… к порогу Дома. Эта фраза (частично повторяющаяся в 10:4, где происходившее излагается подробнее) драматически описывает начало «исхода» Иеговы из Иерусалима. «Человеку» в льняной одежде Господь приказывает пройти по городу и на лбу каждого искренне скорбящего о мерзостях, совершающихся в иудейской земле, поставить особый знак. Таковые будут пощажены. Но только они (сравните с Откр. 7:3-4).

Остальные, независимо от пола и возраста, подлежат уничтожению от рук шести «человек». Может быть, «младенец» в стихе 6 правильнее читать как «маленький ребенок». Даже дети не будут помилованы. Не потому ли, что унаследовали грех от закореневших в нем родителей, а, значит, возрастая, будут вновь и вновь содействовать гибели своего народа? Или потому, что уже с «младенческого» возраста соучаствовали в родительском грехе (Иер. 7:18)?

Начать казнь Бог приказывает со Своего святилища (сравните с 1-Пет. 4:17). Ибо из Дома Его распространился грех по всей земле. И начали они с тех (обратившихся к Богу спиной) старейшин – солнцепоклонников (8:16), которые были пред Домом. Высшего драматического звучания достигают слова Иеговы, когда Он Сам требует осквернения Своего храма. Да будут дворы его завалены трупами! (Недопустимое ритуальное осквернение (Чис. 19:11,13); об историческом осуществлении его читаем в 2-Пар. 36:17-19.) Но не явится ли оно лишь символическим «подтверждением» безнадежного осквернения храма многолетним служением идолам в его пределах!

Иез. 9:8-10. Массовое умерщвление продолжается за пределами храмовой территории, в городе. В своем видении Иезекииль остается один во дворах храма; кругом только мертвые. Видимо, если в городе какое-то число людей получило спасительный знак «на чело», то среди присутствовавших в храме таковых не оказалось. И в ужасе восклицает Иезекииль: о, Господи Боже! неужели Ты погубишь весь остаток Израиля? (сравните с 11:13) Неутешительно звучит ответ Господа: Он не пощадит этих нечестивых людей, которые в дерзости своей усомнились в Его всевиденьи и верности Его обещанию не оставлять землю сию.

Иез. 9:11. Но надежда «читается между строк» в ответе, который дал ангел в льняной одежде, возвратившийся из города: я сделал, как Ты повелел мне. То есть среди многих умерщвленных за грех сохранил жизнь немногим праведникам («остатку»), оплакивающим в сердцах своих нечестие своего народа.