Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Иез. 13:1-3. Господь повелевает Иезекиилю изречь пророчество осуждения на всех тех израильских пророков, которые пророчествуют от собственного сердца, т. е. сами выдумывают и сочиняют то, что затем «изрекают» (сравните с Иер. 23:16). Скажи им, чтобы не предавались своим фантазиям, но слушали слово Господне! Ибо они не Его, а своим… духом… водятся. Они ничего не видели, т. е. Он не посылал им видений, и то, о чем они говорят, лишь игра их воображения, которой они, возможно, сами верят, и таким образом обманывают не только народ, но и самих себя. Разве не безумны они!

Иез. 13:4. Побуждаемый Господом, Иезекииль отделяет себя от прочих пророков Израиля – потому, видимо, что, кроме него (и Иеремии), истинных пророков у народа в это время не было. Лисицам в развалинах уподобляются лжепророки. Лисицы, как известно, любят ютиться в развалинах и «подкапываются» под них, «благоустраивая» свои жилища. Не так ли и лжепророки «подкапываются» под и без того разрушающееся общество израильское!

Иез. 13:5. Продолжается та же мысль, однако, направление ее несколько меняется, как и образы, в которые пророк, углубляя, облекает ее. Здесь образ осаждаемого врагами города, которому уподобляется Израиль (Иудея), «осаждаемый» и поражаемый нравственным и духовным разложением. В древности защитники города вставали в проломах стен, чтобы спешно «заделать» их и одновременно, сражаясь с неприятелем, не пропустить его в образовавшиеся проломы.

Смысл стиха 5 в том, что лжепророков никак не назовешь защитниками, целителями народа (если «проломы» уподобить его слабым в нравственном и духовном отношении местам). Исцеляют истинные пророки, эти же «не ограждают» стеною дома Израилева. И поэтому, когда в день Господа придет на него беда, они не сумеют отстоять его в сражении.

Тогда как в Ветхом Завете выражение «в день Господа» чаще имеет эсхатологическое значение, т. е. относится ко времени великой скорби и второго пришествия Христа, здесь оно, по всей видимости, относится к грядущему наказанию Иудеи рукою вавилонян. Своей деятельностью таким образом лжепророки не отвратят этого наказания; они, напротив, навлекают его на «дом Израилев».

Иез. 13:6-9. Следует заметить, что язычники верили в магическую силу предсказания как такового. Отсюда, видимо, вера иудейских лжепророков, разделявших языческие представления, в то, что их «предвещания» сбудутся, угодно это или нет Иегове. Все это пустое и… ложь, говорит Господь через Иезекииля, и «изрекающие» их будут сурово Им наказаны. То, о чем говорится в стихе 9, толкуют двояко. Разоблачив себя перед глазами иудейского сообщества, лжепророки потеряют уважение и влияние, какими пользуются теперь и в Иерусалиме и в изгнании: в совете народа Моего они не будут.

Они не будут вписаны и в «списки» горожан Израиля, т. е. утратят свое право на гражданство (Езд. 2:62). Да и в землю Израилеву они не вернутся (они и потомки их умрут в плену у чужеземцев). Существует, однако, и прочтение этого текста как мессианского. Читающие его так полагают, что все, о чем говорится во второй половине стиха 9, относится к далекому будущему, когда править на земле будет Мессия: в общество, руководимое Им, лжепророки не войдут, и наделов в обетованной земле будущего не получат, как и гражданства ее. Сторонники такого прочтения стиха 9 рассматривают его как параллельный стиху 38 в главе 20.

Иез. 13:10. Иезекииль возвращается к причине столь горькой участи лжепророков в близком или отдаленном будущем. Она постигнет их за то, что они вводят Божий народ в заблуждение, усыпляя его ложными посулами мира. Последняя фраза стиха нуждается в подробном объяснении. «Строющим стену», т. е. пытающимся восстановить разрушенное грехом общество, является сам Иезекииль (он). Те же, кто пророчествуют ложно, обмазывают ее грязью. Точнее, меловым раствором («штукатурят»). Смысл этого образа в том, что они пытаются «замазать» (скрыть) многочисленные нравственные «трещины», образовавшиеся в «стене».

Иез. 13:11-12. Проливной дождь – это вавилонское воинство, которое сметет Иудейское царство с земли. В том же русле – образы града и ветра. Вторая часть стиха 11 читается в том смысле, что Господь даст пасть «каменным градинам», и Он пошлет бурный ветер. И тогда обнажатся трещины, которые обмазывали лжепророки.

Иез. 13:13-16. Продолжение и развитие предыдущих мыслей.

Иез. 13:17-19. От пророков, говоривших «пустое и ложь», Иезекииль обращается к лжепророчицам, которые, как и те, пророчествовали «от себя». Еврейская история знала немало женщин, которые наделены были пророческим даром от Бога. Мы читаем о них и в Ветхом и в Новом заветах (Исх. 15:20; Суд. 4:4-5; 4-Цар. 22:14; Деян. 21:8-9). Здесь, однако, речь идет о тех, которые либо дурачили людей, либо сообщались с духами зла.

Судя по необычному речевому обороту в стихе 17: обрати лице твое (т. е. Господь велит Иезекиилю присмотреться, обратить особенное внимание на то, о чем пойдет речь), прискорбное явление это получало в иудейской колонии все большее распространение. Это могло объясняться как негативным душевным состоянием многих пленников, так и влиянием на переселенцев халдейской магии. Чародейные мешечки – это скорее всего особые повязки, которые «волшебницы» носили под мышками или на локтях. Считалось, что они имели силу отгонять бесов и давать власть над ними.

В «реквизит» колдуний входили и покрывала различной длины (для головы всякого роста). Вероятно, они покрывали ими своих «клиентов», чтобы те не видели совершения «пророчицей» магического ритуала во всех его подробностях; возможно, женщины и сами покрывались ими для придания своему облику большей таинственности.

Последнюю фразу стиха 18 надо понимать в том смысле, что, уловляя (сокращая, губя) души доверчивых иудеев, пророчицы тем «зарабатывают себе на жизнь» («спасают свои души»). Мысль продолжается в стихе 19: за горсти ячменя и за куски хлеба они бесславят Господа, «пророчествуя» якобы от Его имени, пред народом Его. Смысл второй части стиха 19, по-видимому, раскрывается в стихе 22. Колдуньи «умерщвляли» души, которые не должны умереть (стих 196), так как вовлекали доверчивых праведников в общение с бесами (сравните с «ложью опечаливаете сердце праведника» в стихе 22).

Нечестивым же они «оставляли жизнь», обещая им благополучие (сравните с «поддерживаете руки беззаконника» в стихе 22). Понимают этот текст и более конкретно: лжепророчицы обманывали народ, обещая жизнь тем, кто не покорится царю вавилонскому, и суля смерть тем, кто ему покорится, т. е. говорили прямо противоположное тому, о чем возвещал через Своих пророков Господь.

Иез. 13:20-21. Слово прилетали в стихе 20 говорит об уподоблении обманутых лжепророчицами душ птицам, попавшим в силки. Дальнейшее развитие событий (в первую очередь, падение Иерусалима) разоблачит неистинность их предсказаний и бессилие управлять происходящим посредством колдовских чар и заклинаний. Тогда-то и будут «выпущены на свободу» уловленные колдуньями души.

И раздеру покрывала ваши (стих 21) – фраза, видимо, говорит в пользу того, что «покрывала» колдуньи накидывали па приходивших к ним. Если бы они сами накрывались ими, естественнее было бы с казать: «Сорву с вас покрывала ваши».

Иез. 13:22-23. Здесь, собственно, дополняется и подтверждается сказанное выше. Лжепророчицы, действующие наперекор воле Божией (сбивающие с толку и «опечаливающие» праведников и поддерживающие беззаконников), недолго будут предугадывать события. Ибо самый ход их опровергнет их предсказания. И народ Божий будет избавлен от рук их.