Оставив (до поры до времени; глава 31) без внимания голословные утверждения Елифаза, Иов размышляет здесь о несправедливостях, от которых пострадал он и от которых страдают другие. Он опять говорит о желании «представить свое дело Богу» (23:1-7) и сокрушается по поводу недоступности Его и несправедливости (23:8-17) и по поводу Его непонятного молчания относительно безобразий, творящихся в мире (глава 24).
а. «О. если бы я знал, где найти Его» (23:1-9)
Иов. 23:1-7. Предложение Елифаза «сблизиться с Богом» (22:21) Иов никак не отвергает, но ведь Бог Сам не допускает, не хочет этого сближения, и потому все еще… горька речь Иова, страдания которого, однако, горше (тяжелее) стонов его. Он горячо желает найти Бога и приблизиться к престолу Его, чтобы изложить пред Ним дело свое. О, если б ему узнать, в чем обвиняет его Всевышний (узнал бы… и понял бы, что Он скажет мне), он постарался бы привести убедительные слова в свое оправдание (стихи 4-5).
Психологически понятны метания Иова от отчаяния (нет у него возможности убедить Бога в своей невиновности; 9:14-16) к надежде: под впечатлением фактов, которые приведет Ему Иов, всемогущий Бог не станет состязаться с ним (в значении «обвинять его»); стихи 4-6. И тогда он, праведник, мог бы состязаться (здесь в значении «доказать свою невиновность»; слову «состязаться» в еврейском тексте (стих 6 и стих 7) соответствуют два разных слова – риб и йаках; оба они являются «судебными терминами»). Если бы Бог благосклонно выслушал его, то, не сомневается Иов, он навсегда получил бы свободу от грозного Судии своего!
Иов. 23:8-9. Образное выражение той мысли, что Бог скрывается от Иова, ищущего Его, и Сам избегает сближения с ним.
б. Иов снова настаивает на своей невиновности (23:10-12)
Иов. 23:10-12. Проявление к себе вражды со стороны Бога Иов видит в том, что Он, Который знает путь его, потому и уклоняется от встречи с Иовом, что благочестие его Ему известно. В случае «судебного разбирательства» (пусть испытает меня) Иов вышел бы чистым, как золото, выходящее из горнила. Он не сомневается в этом, потому что всегда держался стези Его и от пути Его… не уклонялся, как не отступал от заповедей и «глаголов» Его (стихи 11-12). Здесь, как видим, Иов утверждает прямо противоположное тому, из чего исходил и в чем обвинял его Елифаз (сравните 22:15,22).
в. Обвинения Иова в адрес Бога (23:13-17)
Иов. 23:13-14. И снова Иова охватывает отчаяние: он ощущает безнадежность этого «предприятия» – встречи с Богом «в суде». Как может он противостать Вседержителю, действия Которого неподконтрольны никому! Все, что он наметил выполнить в отношении Иова, Он выполнит, как и многие подобные (в отношении других людей) намерения Свои.
Иов. 23:15-17. Иов сознает это и потому страшится Бога и трепещет пред лицем Его. Поэтому, т. е. при мысли о непостижимости характера Бога и своего положения перед Ним, а не по греховности своей, как полагает Елифаз (22:10).
При буквальной передаче с древнееврейского стих 17 звучит иначе чем в синодальном переводе, а именно: «Ибо я погибаю не от присутствия тьмы, ни от мрака, который закрывает лице мое». Иов, очевидно, подразумевал, что погибает он от (по причине) непостижимого для него поведения Господа.
2. ТРЕТИЙ ОТВЕТ ИОВА ЕЛИФАЗУ (главы 23-24)
Оставив (до поры до времени; глава 31) без внимания голословные утверждения Елифаза, Иов размышляет здесь о несправедливостях, от которых пострадал он и от которых страдают другие. Он опять говорит о желании «представить свое дело Богу» (23:1-7) и сокрушается по поводу недоступности Его и несправедливости (23:8-17) и по поводу Его непонятного молчания относительно безобразий, творящихся в мире (глава 24).
а. «О. если бы я знал, где найти Его» (23:1-9)
Иов. 23:1-7. Предложение Елифаза «сблизиться с Богом» (22:21) Иов никак не отвергает, но ведь Бог Сам не допускает, не хочет этого сближения, и потому все еще… горька речь Иова, страдания которого, однако, горше (тяжелее) стонов его. Он горячо желает найти Бога и приблизиться к престолу Его, чтобы изложить пред Ним дело свое. О, если б ему узнать, в чем обвиняет его Всевышний (узнал бы… и понял бы, что Он скажет мне), он постарался бы привести убедительные слова в свое оправдание (стихи 4-5).
Психологически понятны метания Иова от отчаяния (нет у него возможности убедить Бога в своей невиновности; 9:14-16) к надежде: под впечатлением фактов, которые приведет Ему Иов, всемогущий Бог не станет состязаться с ним (в значении «обвинять его»); стихи 4-6. И тогда он, праведник, мог бы состязаться (здесь в значении «доказать свою невиновность»; слову «состязаться» в еврейском тексте (стих 6 и стих 7) соответствуют два разных слова – риб и йаках; оба они являются «судебными терминами»). Если бы Бог благосклонно выслушал его, то, не сомневается Иов, он навсегда получил бы свободу от грозного Судии своего!
Иов. 23:8-9. Образное выражение той мысли, что Бог скрывается от Иова, ищущего Его, и Сам избегает сближения с ним.
б. Иов снова настаивает на своей невиновности (23:10-12)
Иов. 23:10-12. Проявление к себе вражды со стороны Бога Иов видит в том, что Он, Который знает путь его, потому и уклоняется от встречи с Иовом, что благочестие его Ему известно. В случае «судебного разбирательства» (пусть испытает меня) Иов вышел бы чистым, как золото, выходящее из горнила. Он не сомневается в этом, потому что всегда держался стези Его и от пути Его… не уклонялся, как не отступал от заповедей и «глаголов» Его (стихи 11-12). Здесь, как видим, Иов утверждает прямо противоположное тому, из чего исходил и в чем обвинял его Елифаз (сравните 22:15,22).
в. Обвинения Иова в адрес Бога (23:13-17)
Иов. 23:13-14. И снова Иова охватывает отчаяние: он ощущает безнадежность этого «предприятия» – встречи с Богом «в суде». Как может он противостать Вседержителю, действия Которого неподконтрольны никому! Все, что он наметил выполнить в отношении Иова, Он выполнит, как и многие подобные (в отношении других людей) намерения Свои.
Иов. 23:15-17. Иов сознает это и потому страшится Бога и трепещет пред лицем Его. Поэтому, т. е. при мысли о непостижимости характера Бога и своего положения перед Ним, а не по греховности своей, как полагает Елифаз (22:10).
При буквальной передаче с древнееврейского стих 17 звучит иначе чем в синодальном переводе, а именно: «Ибо я погибаю не от присутствия тьмы, ни от мрака, который закрывает лице мое». Иов, очевидно, подразумевал, что погибает он от (по причине) непостижимого для него поведения Господа.