Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
2-я Паралипоменон

б. Обнаружение книги закона (34:14-33)

2-Пар. 34:14-21. Вынимая однажды серебро из хранилищ дома Господня, первосвященник Хелкия обнаружил экземпляр книги закона Господня. Многие богословы считают, что найденное Хелкией было книгой Второзакония. Это не обязательно так, хотя именно тексты из Второзакония, вероятно, подразумеваются в нескольких местах данного повествования. «Книга» могла быть и всем Пятикнижием (от Бытия по Второзаконие включительно).

Писец (секретарь) Шафан (стих 16; сравните стих 8), отправляясь на доклад к царю о ходе работ в храме, взял книгу, обнаруженную Хелкией, с собой, и после доклада стал читать ее Шафан перед царем.

Осознав значение услышанного им, царь в печали и страхе разодрал одежды свои и повелел Хелкии и ряду других лиц внимательно изучить весь текст – с целью выяснить в свете его волю Господа. Иосия был сильно встревожен мыслями о гневе Иеговы, который навлекли на иудеев его предшественники, не желавшие соблюдать слова Господня.

Мог Иосия испугаться и за себя лично, прослушав то место во Второзаконии, где говорится о роли и ответственности царя как вождя народа согласно завету; он мог подумать, что должным образом с этой ролью не справился (Втор. 17:18-20).

2-Пар. 34:22-28. Сколь ни странным это может показаться, но, за исключением того единственного экземпляра, который был обнаружен в храме, книг Моисея больше не существовало: они могли быть уничтожены. Останется тайной, как и когда могло это произойти, но, скорее всего, – годы почти полного отступления от Господа при Манассии и Амоне (глава 33).

С тем, чтобы выяснить, что же теперь делать, отправились Хелкия и другие, которым царь поручил это дело, к Олдане пророчице, жившей в одном из иерусалимских пригородов; Олдана была женой Шаллума… хранителя одежд – то ли царских, то ли священнических. Она сказала людям, пришедшим к ней, что Господь совершит Свой суд над этой землей, наведя на жителей ее все, те проклятия, которые записаны в книге, найденной в храме (Втор. 28:15-68; Лев. 26:14-39).

За отступничество и идолопоклонство народа гнев Божий неотвратимо настигнет его, но сам Иосия ие станет свидетелем его, потому что он с самого начала был верен Господу и смиренно выслушал слова Его в книге и плакал перед Ним. Итак, то, чему должно случиться, случится после смерти Иосии.

2-Пар. 34:29-33. Услышав пророчество Олданы, царь… собрал на территории храма всех старейшин страны и всех жителей Иерусалима и вслух… прочитал им все слова книги завета, найденной в доме Господнем. Это мог быть раздел Исхода от 20:1 до 23:33, известный как «книга завета», но, может быть, – вся книга Второзакония. После того, как представитель всего народа, царь встал и подтвердил свое намерение обновить все обеты завета и соблюдать заповеди Господни, того же он потребовал и от всех подданных своего царства.

Летописец вновь говорит о ревностном очищении Иосией всех его земель от языческих мерзостей, и о том, что он повелел всем сынам Израилевым, т. е. жителям как Иудеи, так и тем, что оставались на территории Израиля, верно служить Господу, Богу своему. И во все дни жизни его они не отступали от Господа.