Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
2-я Паралипоменон

2. СОЮЗ ИОСАФАТА С АХАВОМ (18:1 – 19:3)

2-Пар. 18:1-3а. Чем сильнее становился Иосафат, тем привлекательнее делался он для Ахава, царя израильского, который и боялся своего собрата и желал обрести в нем союзника.

Ахав был вторым царем в израильской династии Амврия, особо выделяющейся в истории Северного царства. К власти он пришел примерно в то же время, что и Иосафат (Ахав правил с 874 по 853 гг. до Р. Х.); эти цари связали себя союзническими узами посредством династического брака, заключенного между их детьми (стих 1): сын Иосафата Иорам женился на Гофолии, дочери Ахава и Иезавели (21:6; 22:26).

К концу жизни Ахава резко обострилась его вражда с сирийцами в Трансиордании (3-Цар. 22:1-4). Мы читаем о том, что Иосафат отправился в Самарию, столицу Израиля, к родственнику своему Ахаву; тот устроил по этому случаю грандиозное пиршество, а потом стал просить Иосафата присоединиться к нему в походе на Рамоф Галаадский, где он собирался сразиться с сирийцами.

2-Пар. 18:3б-7. сравните с параллельным текстом в 3-Цар. 22:4-8 и комментариями к нему. Иосафат согласился идти на войну вместе с Ахавом – при условии, однако, что этот поход будет одобрен Господом. И тогда Ахав призвал четыреста лжепророков и таких пророков, «услуги» которых хорошо оплачивались (возможно, среди них были и жрецы Астарты; сравните с 3-Цар. 18:19б), которые благословили, якобы свыше, планы двух царей.

Но Иосафат с подозрением отнесся к их заверениям в благополучном исходе войны и захотел выслушать пророка Господня. В распоряжении царя израильского оказался лишь один такой – Михей, сын Иемвлая, которого царь, однако, не жаловал, сознавая, что тот не пойдет на сделку с совестью ради того, чтобы угодить ему (сравните 18:17).

2-Пар. 18:8-11. Пока ходили за Михеем, 400 пророков старались во всю, предвещая Ахаву успех, а один из пророков, Седекия… сделал себе… железные рога – символ будущей победы царей.

2-Пар. 18:12-17. Параллельный текст к этим стихам находим в 3-Цар. 22:14-18, а к стихам 18-27 – в 3-Цар. 22:19-28. сравните соответствующие комментарии.

Итак, появился Михей, которого посланный за ним уговаривал предречь Ахаву и Иосафату доброе – в согласии с другими пророками. Дело здесь не только в том, что древние цари «покупали» себе у пророков заведомо ложные утешения, но – в языческом подходе к пророчествам и пророкам, которым приписывали способность заставить божество поступить так, как хочет тот или иной земной владыка.

Поначалу Михей тоже изрек пророчество, которое хотелось бы услышать Ахаву, но царь, сознавая в глубине души, что Господь – не тот «бог», который может «подчиниться» пророку, стал настаивать на том; чтобы Михей сказал ему истину. И тогда Михей предсказал ему поражение Израиля, сравнив армию его с овцами, оставшимися без пастыря (Ахава); стих 16.

2-Пар. 18:18-27. Михей рассказывает о своем видении, в котором Бог поручает духу зла войти в уста пророков Ахава, чтобы они соблазнили его ложью (стихи 18-22). Взбешенный словами Михея, лжепророк Седекия дал ему пощечину, а тот, в ответ, предрек беду и на его голову в день поражения Израиля (стихи 23-24).

Одержимый духом противоречия и упорства, царь Израильский решил все-таки поступить вопреки предостережению Михея и повелел посадить пророка Господня в темницу, под ответственность градоначальника Самарии Амона и некоего Иоаса («сын царя», очевидно, был титулом этого сановника; Иоас не был сыном Ахава).

Последними словами Михея, обращенными к царю, было повторение ему предупреждения, что с войны он не вернется (стих 27).

Видение Михея может навести на мысль о том, что Бог выступает здесь инициатором обмана (стихи 18-21). Но это было бы неверным впечатлением. Ведь посредством Своего пророка Он предупреждает израильского царя, что сомнительные пророки, состоящие у того на службе, лгут ему; царь, однако, по своей воле не считается с этим предупреждением. Так что здесь мы имеем одни из многих примеров того, как Бог, ненавидящий зло, порой попускает ему действовать, но – ради осуществления Своих высших целей (сравните 1-Цар. 16:14; Иов. 1:12; 2:5-6; 2-Кор. 12:7).

2-Пар. 18:28 – 19:3. Параллельный текст к последним стихам главы 18 имеем в 3-Цар. 22:29-35 (сравните комментарии на них).

Перед тем, как вступить в сражение с сирийцами, царь Ахав переоделся (сняв с себя царские одежды), и объектом яростного преследования врагов по ошибке сделался царь Иосафат. Обращает на себя внимание, что к фразе Иосафат закричал, которую находим и в 3-Царств, летописец добавляет слова, позволяющие понять, что это был не просто крик испуга, а молитвенный вопль к Господу, Который и помог ему, отвел… от него преследователей.

Ахав, между тем, был смертельно ранен в битве как будто бы случайно пущенной стрелой и к исходу дня скончался (стихи 33-34). Иосафат же, спасенный милостью Божией, возвратился в Иерусалим… в мире. По дороге, однако, встретил его пророк Ииуй, сын Анании (об Ананий и Асе в 16:7), который упрекнул его (и тем как бы предостерег) за союз с нечестивцем Ахавом (19:1-2). Но и добрые слова нашлись для него у прозорливца (19:3).