Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
2-я Паралипоменон

И. Амасия (глава 25)

2-Пар. 25:1-4. Наследовал Иоасу сын его Амасия, который царствовал… двадцать девять лет (796-767 гг. до Р. Х.). Летописец замечает, что, хотя он и делал… угодное в очах Господних, но не от полного сердца. Одной из первых акций Амасии по вступлении на престол было отмщение убийцам своего отца, но его нежелание гневить Господа видно уже из того, что в согласии с принципом, установленным Моисеем (Втор. 24:16), он пощадил детей их.

2-Пар. 25:5-10. Амасия был заинтересован в пополнении и укреплении своей армии, обдумывая военные походы против соседей. По родам и кланам их (по поколениям) он призвал на военную службу триста тысяч человек… от двадцати лет. А еще сто тысяч… воинов… нанял в Израиле за сто талантов серебра (примерно 3,75 тонн). Это было, однако, равносильно вступлению его в союз не угодный Богу, о чем и предупредил Амасию некий человек Божий, не названный по имени. Он напомнил царю, что нет Господа с Израильтянами, а, значит, и от Иуды Он отвернется, если царь пойдет на войну вместе с ними.

Амасия послушался пророка, а беспокойство его по поводу авансом уплаченной им значительной суммы тот успокоил заверением, что может Господь дать ему более сего. Однако наемники-израильтяне, которых Амасия отослал назад, пришли в ярость, видимо, потому, что рассчитывали на немалую военную добычу, которой теперь лишились.

2-Пар. 25:11-16. Описывается победоносный поход иудеев против идумеев (сынов Сеира; Быт. 36:9). Под «долиной Соляной», вероятно, понимались равнинные места на юге от Мертвого моря, богатые залежами соли. В этой битве иудей убили десять тысяч человек. (О других сражениях в том же месте Быт. 14:3; 1-Пар. 18:12.) Необычно жестоко поступили иудеи с пленными, которых тоже было десять тысяч: они всех их сбросили с вершины скалы. (Высокие скалы изобиловали в тех местах; Авд. 1:3.)

Между тем, израильское войско, отосланное Амасией назад, решило «компенсировать» себе ускользнувшую от него военную добычу; рассыпавшись по городам Иудеи (относительно Веферона в толкование на 8:5), оно перебило три тысячи мирных жителей и немало награбило.

Амасия же, вернувшись домой после победы над идумеями, принес идолов, которым поклонялись сыны Сеира. Возможно, поначалу он поставил их у себя в качестве военных трофеев, но затем стал поклоняться им и кадить. Господь послал к царю Своего пророка (опять анонимного; сравните 25:7), чтобы, укорив (стих 15), предупредил его о последствиях. Последнее пророк сделал, выслушав угрозы Амасии, которыми тот ответил на его упреки (стих 16).

2-Пар. 25:17-19. Следующим шагом Амасии был военный вызов Иоасу… царю Израильскому, внуку Ииуя; поводом к этому могли послужить бесчинства израильских наемников на территории Иудеи.

Иоас послал Амасии ответ в форме притчи. В ней он приравнивает себя к могучему кедру, а Амасию – к терновому кусту. Где ему тягаться с ним и пытаться стать ему ровней! В притче дерзкий терн потоптали звери дикие (образ израильской армии). Амасия одержал победу над более слабыми идумеями?

Пусть на этом основании не думает «куст», что он равен «дереву»! Лучше Амасии сидеть дома и не ввязываться в опасное дело, чтобы не были «растоптаны» иудеи вместе с ним.

2-Пар. 25:20-24. Амасия не внял, однако, угрозе израильского царя, так как от Бога было это, чтобы использовать Иоаса как орудие наказания Амасии за его поклонение идумейским идолам. Победа израильтян была сокрушительной. Амасия, сын Иоаса и внук Охозии (а не Иоахаза), был взят в плен в Вефсамисе (примерно в 25 км на юго-запад от Иерусалима).

Потерпевшего поражение и униженного, привел его царь Израиля в Иерусалим, после чего разрушил часть городской стены иудейской столицы (на участке протяженностью около 200 метров) – от ворот Ефремовых (сравните Неем. 8:16; 12:39), на север, до северо-западных угольных (или угловых) ворот (сравните Иер. 31:38; Зах. 14:10; карту «Иерусалим в дни Неемии» в комментариях на вторую главу книги Неемии).

И взял… Иоас священные предметы и сокровища из храма, охрана которых лежала на людях из клана Овед-Едома (1-Пар. 26:4-8), а также сокровища из дворца царского и заложников, после чего возвратился к себе в Самарию.

2-Пар. 25:25-28. Амасия или оставался в Иерусалиме, или все-таки был уведен в Израиль и возвращен в Иерусалим какое-то время спустя; так или иначе, он на пятнадцать лет пережил своего победителя Иоаса. Однако среди иерусалимлян он полностью утратил популярность; узнав о готовящемся против него заговоре, он бежал в Лахис (около 50 км на юго-запад от Иерусалима). Но и там настигли его убийцы и, умертвив, привезли в Иерусалим, чтобы похоронить с отцами его. (Напомним, что и отец Амасии – Иоас погиб насильственной смертью; 24:25-26.)