Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
Иисус Навин

а. Обзор прежних благословений (24:1-13)

Иис. Н. 24:1-13. Бог представлен здесь как Инициатор и Автор завета, а Израиль – как народ, которому этот завет предложен (стихи 1-2а). За этой преамбулой следует исторический пролог (стихи 2б-13), в котором Иегова устами Иисуса напоминает Своим подданным о том, как благословлял их в прошлом Он вывел их из Ура Халдейского; стихи 2-4 (упоминаемая здесь «река» это Евфрат), затем из Египта (стихи 5-7) и привел в Ханаан (стихи 8-13). Что касается «шершней» (стих 12; Исх. 23:28; Втор 7 20), то одни понимают под ними египетскую армию, которая, возможно воевала с хананеями прежде, чем началось завоевание их земли Израилем; другие полагают, что летящие шершни это аллегорический образ паники, которая охватила хананеев, когда они услышали, что сделал Бог для Израиля (сравните Втор. 2:25; Иис. Н. 2:10,24; 5:1). Третьи считают, что речь идет о настоящих шершнях.

Обзор истории Израиля, представленный в 24 главе, делает Сам Бог; четырнадцать раз повторяется здесь личное местоимение «Я»: Я взял… дал Я… послал Я… делал Я… Я ввел… Я привел и т. д. Подобно тому, как хеттейский царь перечислял свои благодеяния по отношению к своим подданным вассалам, обозревал Бог чудесные деяния Свои, сотворенные во благо Израилю. И если Израиль достиг величия, то не ценой своих усилий, а благодаря милости и могуществу Божиим. От первой своей победы до последней и всем своим преуспеванием обязан был Израиль благорасположению Господа.

б. Повторение народом, его обязательств (24:14-24)

Иис. Н. 24:14-15. Были сформулированы условия обновления Завета: Израиль должен бояться Бога и служить Ему. В упомянутых хеттейских договорах предполагалось отвержение вассалами всех других союзников; Израиль – по условиям своего завета с Богом – должен был отвергнуть всех чужих богов. Предложение Иисуса соплеменникам звучит как вызов: изберите себе ныне, кому служить – богам ли Ура, которым поклонялись ваши предки (стих 2) за рекою (т. е. за Евфратом), или богам Аморреев, живущих здесь, в Ханаане, или же Иегове. Но какой бы выбор ни сделали его соплеменники, он сам и дом его будут служить Господу, решительно заявил Навин.

Иис. Н. 24:16-18. Народ… отвечал с готовностью, побуждаемый силой аргументов Навина и его личным примером. Он отверг самую мысль о том, чтобы оставить Бога, Который вывел его из Египта, дома рабства, хранил во время пребывания в пустыне, а теперь привел в землю Обетованную. Мы будем служить Господу – таково было горячее намерение израильтян.

Иис. Н. 24:19-21. И снова заговорил Иисус. Этот взрыв энтузиазма не вполне убедил его. Ощутил ли он в нем какую-то неискренность? Или ожидал, что люди вынесут своих идолов, чтобы поступить с ними так, как за несколько веков перед тем поступила со своими здесь, на этом месте, семья Иакова? (Быт. 35:4; Иис. Н. 24:14,23). Так или иначе, но Иисус резко заявил: Не возможете (т. е. «не сможете вы») служить Господу, ибо Он Бог Святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших. Конечно, Иисус не имел в виду, что Бог не способен прощать.

Он говорил о недопустимости безответственного и легкомысленного отношения к Богу и подразумевал, что сознательно оставившие Его ради служения идолам совершат дерзкий, преднамеренный грех, который не может быть прощен по Закону (Чис. 15:30). Однако народ вновь подтвердил свое намерение служить Иегове.

Иис. Н. 24:22-24. В третий раз заговорил к народу Иисус, бросая им намеренный вызов: готовы ли вы стать свидетелями против самих себя, если отступите от Бога? И они ответили, что готовы.

В четвертый и последний раз заговорил Иисус, опять возвращаясь к тому, с чего начал: Итак отвергните (согласно другим переводам – «выбросьте») чужих богов, которые у вас (сравните стих 14). И народ с готовностью откликнулся: Господу, Богу нашему, будем служить, и гласа Его будем слушать.

Лояльность по отношению к Богу не совместима с идолопоклонством. Как в те, так и во все последующие времена, люди стояли перед выбором – между тем, что зовется «практической целесообразностью», и основополагающими принципами жизни, между этим миром и вечностью, между Богом и идолами (сравните 1-Фес. 1:9).

е. Во свидетельство клятвы (24:25-28)

Иис. Н. 24:25-26а. Сознавая бесполезность дальнейших слов и не вполне поверив в надежность обещаний народа, Иисус Навин, тем не менее, совершил торжественную процедуру обновления завета. Он вписал заключенное соглашение в книгу закона Божия, которая, вероятно, лежала рядом с ковчегом завета (сравните Втор. 31:24-27). У хеттеев тоже было принято, чтобы каждый народ-вассал хранил текст «суверенного договора» в своем святилище.

Иис. Н. 24:26б-27. Последним свидетелем происшедшего провозгласил Иисус Навин большой камень, который положил… под дубом подле святилища Господня. Трудно поддается объяснению, о каком «святилище» идет тут речь. Заметим в этой связи, что в «Септуагинте» окончание стих 26 звучит как «положил его (камень)… пред Господом» – в значении «во имя Господа и в знак преданности Ему». Надо думать, положения завета он запечатлел и на этом камне. Археологи, ведшие раскопки в районе Сихема, обнаружили большой известняковый столб, который, возможно, и является упоминаемым здесь мемориалом. Иисус Навин сказал, что камень этот «будет свидетелем», как если бы он слышал все слова, сказанные при возобновлении завета.

Иис. Н. 24:28. Проведя народ через священный ритуал обновления завета, при коем израильтяне поклялись бояться Господа Бога и не оставлять Его, Иисус Навин отпустил собравшихся по домам.

В. Приложение к тексту (24:29-33)

Иис. Н. 24:29-31. Упоминанием о трех погребениях – каждое из которых было совершено на территории Ефрема – завершается книга Иисуса Навина. Сначала говорится о том, что умер Иисус… будучи ста десяти лет и похоронен в своем уделе (сравните 19; 50). Едва ли можно было создать ему большую честь, чем назвав просто «рабом Господним». Он и не стремился к званию высшему, чем это.

Иис. Н. 24:32. Здесь же записано о погребении «костей Иосифа». Последней просьбой этого патриарха было, чтобы похоронили его в Обетованной земле (Быт. 50:25). Зная об этом, Моисей взял с собою останки Иосифа, когда они выходили из Египта (Исх. 13:19). Прошли долгие годы странствий по пустыне, завоевана была земля, обещанная евреям Богом, и вот теперь, наконец, останки Иосифа, забальзамированные в Египте (Быт. 50:26) за четыреста лет до того, нашли последнее упокоение в Сихеме (сравните Быт. 33:18-20).

Иис. Н. 24:33. Упоминается тут и о третьем погребении – первосвященника Елеазара, сына и преемника Аарона. Елеазар удостоился привилегии вместе с Навином распределять земли между коленами (Чис. 34:17; Иис. Н. 14:1; 19:51) и в решающие годы завоевания и освоения Ханаана руководить служением в скинии.

Не странно ли, что упоминанием об этих трех погребениях заканчивается такая книга, как «Иисус Навин»! Отнюдь. Ибо все три свидетельствуют о верности Бога: Иисус, Иосиф и Елеазар, живя среди чужого народа, получили от Него обещание, что Он приведет израильский народ в Ханаан. И вот теперь все они успокоились в этой обещанной их народу земле. Бог сдержал Свое слово. Божиих детей – в их уповании на Его неизменную верность – это не может не утешать, не ободрять и сегодня.

Иисус Навин