Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

I. ЗАСЫЛКА РАЗВЕДЧИКОВ В ИЕРИХОН (2:1)

Иис. Н. 2:1. Где-то посредине пути, которым предстояло идти разведчикам, высился окруженный стенами город Иерихон, главная цитадель в долине Иордана, царившая над всеми проходами к центральным нагорьям. Но для того, чтобы успешно атаковать эту крепость, Иисус нуждался в возможно более полной информации о ней – о воротах ее и укрепленных башнях, о военном гарнизоне города и о настроении его жителей. Итак, были отобраны два юноши и отправлены в Иерихон со строго секретным заданием. Даже сами израильтяне не должны были знать об этой операции, чтобы в случае неблагоприятного донесения не пасть духом, как случилось это с их отцами в Кадес-Варни (Чис. 13:1 – 14:4).

Два лазутчика вышли из Ситтима, расположенного примерно в одиннадцати километрах на восток от Иордана, и, вероятно, отправились на север, перебравшись вплавь через реку, выходившую из берегов (3:15). Повернув затем на юг, они подошли к Иерихону с западной его стороны, и скоро уже шли по городу, смешавшись с уличной толпой. О том, как и почему избрали лазутчики дом блудницы по имени Раав, не говорится. Некоторые полагают, что они пошли за ней, увидев ее на улице; но правильнее, видимо, думать, что это промысел Божий привел их к ней.

В цели Бога входило не только получение лазутчиками надежной военной информации: в Иерихоне жила некая грешница, которая по Божьему решению не должна была разделить участи остальных горожан, подлежавших истреблению. И вот, действуя путями, известными лишь Ему одному, Бог свел их вместе – двух разведчиков израильской армии и хананеянку – женщину легкого поведения, которой предстояло уверовать в Бога Израиля.

С давних времен и по сию пору делаются попытки «смягчить ситуацию», представив Раав как хозяйку постоялого двора или гостиницы, но из ссылок на нее в Новом Завете (Евр. 11:31; Иак. 2:25) видим, что эта женщина вела аморальный образ жизни; это, однако, никак не идет вразрез с праведностью Бога, избравшего ее для исполнения Своих целей. Этот эпизод лишь подчеркнуто иллюстрирует знание Им сердца человеческого и милость Его (сравните Матф. 21:32; Лук. 15:1,19:10).

2. «СОГЛЯДАТАИ» УКРЫВАЮТСЯ У РААВЫ (2:2-7)

Иис. Н. 2:2-3. Маскировка, к которой прибегли, израильские разведчики, видимо, оказалась неудовлетворительной. К тому же весь город был начеку – здесь уже знали, что израильтяне расположились лагерем на той стороне Иордана. Кто-то выследил разведчиков и, увидев, что они входили в дом Раавы, поставил об этом в известность царя. Царь тотчас послал к Рааве с требованием, чтобы выдала пришедших к ней мужчин, ибо они явились в Иерихон, чтобы высмотреть их землю.

Иис. Н. 2:4-6. По-видимому, и сама Раав заподозрила «неладное» относительно своих гостей, и поэтому, увидев посланных царем, приближавшихся к ее дому, спрятала двух юношей в снопах льна, разложенного на плоской крыше для просушки. (Стебли льна, собрав, вымачивали на протяжении трех-четырех недель, чтобы можно было отделить волокна. Потом их высушивали на солнце, после чего изготовляли из них льняную пряжу)

Поспешив вниз, чтобы открыть дверь царским слугам, Раав, не смущаясь, заявила им, что те двое, действительно, приходили к ней, но откуда было ей знать, кто они такие и зачем пожаловали в город? Когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли, – сказала Раав. И добавила, что если посланные поспешат им вслед, то успеют догнать их.

Иис. Н. 2:7. Те поверили Раав на слово и не стали обыскивать дом, но гнались за соглядатаями по дороге к Иордану до самой переправы.

Была ли Раав неправа, солгав? Ведь ложью своею она спасла еврейских разведчиков! И вообще, существуют ли такие ситуации, в которых ложь – приемлема? Некоторые могут заметить, что Раав родилась и выросла в среде хананейской бедноты, где ложь, возможно, не считалась чем-то зазорным. А, кроме того, скажи она правду, разведчики были бы убиты царем Иерихонским. Однако подобный аргумент не убедителен.

Настаивать на том, что разведчики непременно погибли бы, если бы Раав не спрятала их, значит упускать из виду, что Бог мог бы спасти их как-то иначе. Извинять Раав тем, что «ее так воспитали», значит оправдывать то, что Бог осуждает. В Послании к Титу (1:13) Павел цитирует критского стихотворца, сказавшего, что «критяне – всегда лжецы», и добавляет «Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере».

Раав солгала, и об этом записано в Библии. Но с одобрением в ней говорится не об этом, а о вере Раав во всесильного Господа евреев (стих 11, сравните Евр. 11:31), которая и побудила ее помочь еврейским разведчикам. Так или иначе, ложь Раав явилась «во спасение» не только «соглядатаев», но и ее самой.

3. СВЕДЕНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ СОГЛЯДАТАЯМИ ОТ РААВЫ (2:8-11)

Иис. Н. 2:8-11. А затем состоялся поразительный разговор. Царские посланцы ушла, а Раав поднялась ив кровлю своего дома, где в темноте заговорила с двумя лазутчиками. Последовавшее затем ее признание в вере в Господа звучит поистине неожиданно. Прежде всего она выразила уверенность, что Господь, Бог Израилев, отдал евреям землю Ханаанскую. И хотя армия Израиля еще не перешла через Иордан, Раав заявила: Господь отдал землю сию вам.

Затем разведчики услышали от нее, что жители Иерихона и остального Ханаана – предельно деморализованы: все жители земли сей пришли от вас в робость (сравните стих 24 и стих 11-ослабело сердце ваше, и ни в ком из нас не стало духа против вас). Так именно и должно было произойти по словам Господа (Исх. 23:27; Втор. 2:25). Поскольку главной целью разведчиков было узнать о моральном состоянии врага, слова Раав прозвучали музыкой в их ушах. Ужас охватил хананеев потому, что до них дошли известия о великих и удивительных делах Бога Израилева (стих 10), Которого, они понимали, им не одолеть.

4. ОБЕЩАНИЕ СОГЛЯДАТАЕВ РААВЕ (2 12-21)

Иис. Н. 2:12-13. Оказав важную услугу разведчикам, Раав просит их об ответной милости по отношению к ней и ее семье.

Иис. Н. 2:14. Последовал незамедлительный ответ еврейских юношей: когда Господь предаст нам землю (Иерихон), мы окажем тебе милость…

Иис. Н. 2:15-20. Собравшись уходить, разведчики вновь подтвердили соглашение, заключенное с Раав, повторив условия его и дополнив их новыми, которые Раав следовало точно соблюсти. Прежде всего, на ее доме должен быть опознавательный знак – червленая веревка, привязанная к окну. Из-за расположения дома Раав в городской стене (толкование на стих 21, где говорится о таких домах) веревка будет хорошо видна израильским воинам, когда они будут обходить вокруг городских стен (6:12-15).

Опознавательный знак на доме Раав будет четко просматриваться, и ни один из воинов, который кинется разрушать жилища врагов, не осмелится нарушить клятву и убить хоть одного человека в доме с этим знаком. Затем: во время вторжения в Иерихон Раав и ее семья должны будут оставаться в доме. Если кто-нибудь выйдет из него и будет убит, то сам окажется повинен в своей смерти. Под конец разведчики вновь подчеркнули, что будут считать себя свободными от данной ими клятвы, если Раав выдаст их.

Иис. Н. 2:21. На все условия Раав согласилась и после того, как юноши ушли, она привязала к окну червленую (красную) веревку. Она, вероятно, тоже не теряла времени и сказала всем своим близким, чтобы собрались в ее доме. Ибо дверь дома Раав стала дверью к спасению от гибели, которая вот-вот должна была поразить Иерихон (сравните Быт. 7:16; Исх. 12:23; Иоан. 10:9).

Раав объяснила разведчикам, как им безопасно скрыться (Иис. Н. 2:15-16). Иерихон в то время был окружен двумя стенами, расстояние между которыми составляло около пяти метров. Между ними был перекинут настил из толстых досок, и на нем сооружены были дома Вероятно, из-за тесноты в небольшом городе, каким был Иерихон, дом Раав в числе других возведен был «в стене» Дома эти составляли таким образом «часть» городской стены (стих 15).

5. ВОЗВРАЩЕНИЕ РАЗВЕДЧИКОВ К ИИСУСУ НАВИНУ (2:22-24)

Иис. Н. 2:22-24. Всячески соблюдая осторожность, юноши спустились по веревке из окна дома Раав (стих 15). Их бегство было бы куда более трудным, а то и невозможным, если бы им пришлось идти через городские ворота.

В каких-нибудь семистах-восьмистах метрах на запад от Иерихона поднимаются известняковые скалы, высотой примерно пятьсот метров; в ноздреватом известняке – множество пещер. Здесь-то, в скалах, и прятались разведчики на протяжении трех дней, пока иерихонские воины не отказались от погони за ними. А затем они под покровом темноты вновь переплыли Иордан и поспешно вернулись в свой стан у Ситтима (2:1); там они доложили Навину о своем удивительном приключении и поставили его в известность о панике, которая охватила хананеев.

Господь предал всю землю сию в руки наши и все жители земли в страхе от нас, заключили они свой рассказ (сравните стих 9; Исх. 23:27; Втор. 2; 25). Как же отличалось это донесение от того, с которым в свое время возвратилась большая часть «соглядатаев» в Кадес-Варни; те сказали тогда: «Не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас» (Чис. 13:32).