Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

I. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ОБРЕЗАНИЯ (5:1-9)

Иис. Н. 5:1-3. В то время, как народы ханаанской земли мучились страхом (сравните 4:24), Господь повелел Навину обрезать сынов Израилевых. Тот подчинился, хоть и нелегко было это, видимо, для него – находясь в окружении врагов, лишить всю армию боеспособности.

Иис. Н. 5:4-7. Объяснение этому дано в Священном Писании. Хотя весь мужской пол Израиля был обрезан прежде, чем они вышли из Египта, те мужчины умерли в пустыне – по причине неповиновения в Кадес-Варнн (Чис. 20:1-13; сравните Чис. 27:14; Втор. 32:51). А сыновья их, родившиеся во время скитания народа по пустыне, обрезаны не были, – как по причине постоянного пребывания евреев в пути, так, возможно, и потому, что «отцы, не слушались гласа Господня» (стих 6), не были озабочены и тем, чтобы сыновья их носили на себе «печать Завета». Итак, священный ритуал вновь должен был быть совершен над новым поколением, родившимся в пустыне.

Иис. Н. 5:8-9. После того, как все мужчины были обрезаны, Господь признал дело завершенным, провозгласив: ныне Я снял с вас посрамление Египетское.

Под «посрамлением Египетским», очевидно, понимались издевательские насмешки египтян над евреями за то, что, выйдя из Египта, те долгие годы скитались по пустыне, так и не найдя для себя лучшей доли (сравните Чис. 14:13-16). Место, где с евреев снято было посрамление Египетское, именно тогда было названо «Галгалом», потому что слово это означает не только «круг» (толкование на 4:20), но и, «скатывание», «сваливание». То есть здесь с израильтян «скатились», как груз с плеч, насмешки их врагов.

Совершение в Галгале, при вступлении в Обетованную землю, обрезания над огромным числом израильтян, безропотно согласившихся на это, свидетельствовало о том, что теперь они действительно уверовали в Бога и сделались достойными носить на себе печать Завета.

Но почему обрезанию придавалось столь важное значение? В Библии имеется на это ясный ответ – Стефан в своем горячем выступлении перед Синедрионом провозгласил, что Бог «дал ему (Аврааму) завет обрезания» (Деян. 7:8). Следовательно обрезание не относилось к числу обычных религиозных ритуалов; оно уходило корнями в Авраамов завет – договор, гарантировавший Аврааму вечное продолжение его рода и вечное владение землей (Быт. 17:7-8). В этой связи Бог объявил акт обрезания «знаком» или символом упомянутого договора (Быт. 17:11).

Бог повелел Аврааму, чтобы каждый мужчина в доме его был обрезан; и чтобы впоследствии каждый его потомок мужского пола подвергался обрезанию. Авраам немедленно подчинился Ему (Быт. 17:23-27). Однако, почему именно обрезание Бог избрал символом Своего завета с Авраамом и его «семенем»? Почему не что-нибудь другое?

Полагают, что ритуал обрезания не только символизировал отделение от широко распространенных в мире грехов плоти: супружеской измены, блуда, но и заключал в себе скрытые намеки духовного характера, касавшиеся образа чувств человека, его мировосприятия и поведения в широком смысле слова. «Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте впредь жестоковыйны» (Втор. 10:16; сравните Втор. 30:6; Иер. 4:4; Рим. 2:28-29).

Израилю надо было понять, что обрезание – это не просто и не только «обрезание плоти» – оно означало, что им следовало жить свято. В Галгале Бог фактически сказал следующее: «Прежде, чем Я стану сражаться за вас в Ханаане, вы должны будете пометить свою плоть этим знаком Завета». Осознав всю значительность этого Божьего требования, Иисус Навин убедил и всех еврейских мужчин безоговорочно подчиниться ему.

Апостол Павел утверждал, что христианин «обрезан» во Христе (Кол. 2:11). Он имел в виду духовное, а не физическое обрезание, т. е. «обрезание» не наружного органа, а того, который выражает внутреннее состояние человека, – его сердца.

Обрезание такого рода происходит в момент спасения – когда Святой Дух присоединяет верующего ко Христу. В этот момент греховная природа человека подвергается осуждению (Кол. 2:13). Христианину необходимо признать этот факт (Рим. 6:1-2), хотя его плотская природа будет оставаться частью его существа всю его жизнь. Однако ему следует относиться к ней как к осужденному (но еще не казненному до времени) врагу.

2. ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ (5:10)

Иис. Н. 5:10. Расположившись лагерем в Галгале, израильтяне совершили Пасху. Не подвергшись предварительно обрезанию, они не могли бы принять участие в ней (Исх. 12:43-44,48). Примечательно, что народ перешел Иордан как раз вовремя, чтобы совершить Пасху на четырнадцатый день (первого) месяца, т. е. Нисана или Авива (Исх. 12:2,6).

Это была третья Пасха, которую совершил народ. Только третья. Первую евреи совершили в Египте, в ночь перед своим исходом из рабства (Исх. 12:1-28). Вторая Пасха совершалась у горы Синай, перед тем, как они двинулись по направлению к Ханаану. По-видимому, во время скитания по пустыне Пасха евреями не совершалась, но вот теперь, в Галгале ханаанском, вновь праздновали они этот праздник.

Недавний переход через Иордан был так похож на переход через Чермное море, что воспоминания, должно быть, нахлынули на тех, кто сорок лет назад вышли из Египта (ведь людям, не достигшим к тому времени двадцати лет (Чис. 14:29) доступ в Ханаан был открыт). Нет сомнения, что в эти часы ни один израильтянин вспомнил, как закалал ягненка его отец, а затем кропил его кровью дверные косяки и притолоку.

В эти часы в Ханаане вновь «слышали» они предсмертный плач египетских перворожденных. В сердцах их вновь ожило волнение того полуночного часа, когда они оставляли свои дома, и страх перед преследователями египтянами, и дрожь, и трепет, которые охватили их, когда они шли по дну морскому между двумя вздыбившимися стенами воды.

Все это вновь пришло им теперь на память. Они закалали ягнят, и в процессе этого исполнялись уверенностью, что как за переходом через Чермное море последовали поражение и гибель египтян, так за переходом Иордана последует поражение хананеев. Вспоминая о прошлом они, однако, внутренне готовились к испытаниям в будущем.

3. ПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛОДАМИ ЗЕМЛИ (5:11-12)

Иис. Н. 5:11. На следующее утро после того, как израильтяне ели Пасху и морально готовили себя к битве, они стали есть из произведений земли. Поскольку они уже продемонстрировали, что во всем хотят повиноваться Божьему закону, то, вероятно, вначале принесли «сноп потрясения», как это предписано в Лев. 23:10-14. Только затем стали люди есть от урожая земли, включая опресноки и сушеные зерна.

Бог обещал привести Израиль в землю всяческого изобилия – «в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед» (Втор. 8:8). Теперь они, наконец, вкусили от плодов земли, и это было им в предвкушение будущих благословений.

Иис. Н. 5:12. А на следующий день… манна перестала падать. На протяжении долгих сорока лет евреи ежедневно собирали ее (сравните Исх. 16:4-5), и вот она прекратила падать так же внезапно, как начала – не говорит ли это о том, что не случайно выпадала манна, а по велению свыше!

Примечательно, что Бог не перестал давать израильтянам манну ни тогда, когда они пренебрежительно отзывались о ней (Чис. 11:6), ни даже тогда, когда они, в сущности не веровавшие в Бога, выйдя из Кадес-Варни, скитались по бездорожью пустыни. Ради их детей Он продолжал питать их, пока те не выросли и не вошли в Обетованную землю. И тогда действие этого чуда прекратилось – потому что с этой минуты народу стала доступна обычная пища.

II. Завоевание Ханаана (5:13 – 12:24)

А. Введение: Вождь воинства Господня (5:13-15)

Бог провел израильтян через три события: обряд обрезания, совершение Пасхи и приобщение их к произведениям ханаанской земли. Все это было в наставление Израилю и с целью формирования его. Через то, что случилось затем, предстояло пройти только Иисусу Навину. Но это событие было исполнено огромного значения, и в общих чертах он должен был поставить народ в известность о нем.

Иис. Н. 5:13. Представлялось очевидным, что следующим шагом будет взятие Иерихона. Но поскольку никаких указаний от Бога Навин еще не получил (как это было перед переходом через Иордан), то вышел на разведку к городу, который казался неприступным. Смутился ли Иисус, увидев мощные стены Иерихона? Разведчики доносили в свое время в Кадес-Варни, что города ханаанские «большие и с укреплениями до небес» (Втор. 1:28).

Несмотря на свой долгий военный опыт, Иисус Навин ни разу еще не водил людей на приступ укрепленного города, который способен был выдержать длительную осаду. Вполне вероятно, что из всех защищенных стенами палестинских городов Иерихон был самым неприступным. Кроме того, возникала проблема, связанная с отсутствием у израильской армии осадных машин, стенобитных орудий, катапульт из движущихся башен. На вооружении у евреев были только пращи, луки со стрелами и копья; могли ли пасть стены Иерихона от такого оружия!

И все-таки Навин сознавал, что битву против Иерихона выиграть необходимо, потому что теперь, когда они перешли через Иордан, израильской армии некуда было отступать. И обойти город они не могли, потому что в этом случае их женщины, дети, имущество и скот, оставленные в Галгале, обречены были бы на гибель.

Угнетенный этими тяжелыми думами, Иисус вздрогнул, когда внезапно увидел перед собой человека с обнаженным мечом в руке. Действуя инстинктивно, Иисус окликнул незнакомца: Наш ли ты или из неприятелей наших? Если он друг, израильтянин, то должен объяснить, почему находится за пределами стана. Тем более, что Навин еще не давал команды «обнажать мечи»! А если бы незнакомец оказался врагом, то Навин готов был сразиться с ним!

Иис. Н. 5:14. Ответ, который услышал Иисус, прозвучал для него как откровение свыше. Что-то произошло в этот момент, что убедило Навина: перед ним не простой смертный воин. Подобно Аврааму под дубом в Мамре, Иакову в Пенузле, Моисею при виде горящего куста и двум ученикам по дороге в Эммаус, Иисус Навин понял, что находится в присутствии Божием. Представляется очевидным, что он говорил с Ангелом Господним, одним из воплощений в ветхозаветные времена Самого Господа Иисуса Христа (сравните 6:1).

Вождь воинства Господня стоял с обнаженным мечом, показывая тем самым, что будет сражаться на стороне Израиля. Меч свидетельствовал также и о том, что долготерпение Божье, в котором Он откладывал суд Свой, истощилось, а мера беззаконий аморреев теперь «наполнилась» (сравните Быт. 15:16). И израильтянам предстояло стать орудием их осуждения и наказания.

Какая же военная сила была под началом у божественного Вождя? «Воинство Господне», конечно, не ограничивалось армией Израиля, хотя, возможно, включало ее. Говоря конкретнее, речь шла о сонмах ангелов – том самом «воинстве небесном», которое позднее окружит Дофаим, где, казалось бы, сирийская армия куда как превосходила численно пророка Илию и его слугу (4-Цар. 6:8-17).

В Гефсиманском саду, в момент Его задержания, Иисус Христос имел в виду ту же самую небесную армию, когда сказал о двенадцати легионах Ангелов, готовых защитить Его (Матф. 26:53). В Евр. 1:14 об этих Ангелах говорится как о «служебных духах, посылаемых на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». Когда наступают времена великих испытаний, они, хоть и невидимо, но служат Божиим детям и заботятся о них.

Узнав своего небесного Гостя с обнаженным мечом, Иисус Навин пал линем своим на землю и поклонился, спросив: что Господин мой скажет рабу своему?

Иис. Н. 5:15. Ответ Господа Иисусу был кратким: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Это место в чужой оскверненной земле было освящено присутствием святого Бога (сравните со схожим повелением Моисею, Исх. 3:5).

Для Иисуса Навина это переживание оказалось исполненным глубокого значения. Ведь он ожидал начала битвы между двумя враждебными друг другу армиями – израильтян и хананеев, полагая, что в этой войне главнокомандующим предстоит быть ему. Но вот перед ним небесный Полководец, и от Него он узнает, что грядущую битву возглавит Сам Господь.

Б. Главная военная кампания (5:16 – глава 8)

Божия стратегия завоевания Ханаана строилась на географических факторах. С места своей стоянки в Галгале, близ реки Иордан, израильтяне могли видеть горы, круто подымающиеся к западу. Подъем в эти горы контролировался Иерихоном, а у начала подъема высилась другая крепость, под названием Гай. Для того, чтобы овладеть этой горной страной, израильтянам надо было взять Иерихон и Гай. В этом случае они оказались бы на вершине горной страны и взяли бы под свой контроль центральный хребет, вбив клин между северной и южной частями Ханаана. Вслед за тем Израиль мог бы поочередно сразиться с армиями южных, а потом и дальних, северных, хананеев. Но прежде должен был пасть Иерихон – а это произошло бы, если Иисус Навин и народ осуществили бы на деле план Господа.

Иис. Н. 5:16. Иерихон перешел на положение осажденного города. Дан был приказ запереть все ворота, и никому не входить в город и не выходить из него. Как сказала Раав еврейским юношам (2:11), жители Иерихона были исполнены страха перед надвигающимися на них израильтянами (сравните 5:1).