Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

2. ПОБЕЖДЕННЫЕ ЦАРИ (ГЛ. 12)

В главе двенадцатой завершается изложение событий, начатое в первой главе; к ней приводится подробный список царей, потерпевших поражение от Израиля. Заметим, что в предыдущих главах перечислены только главные из выигранных Навином битв. Не говорится, что Израиль занял все ханаанские города. Ведь у Иисуса не хватило бы боеспособных мужчин, чтобы оставлять гарнизон в каждом из них. Но он, несомненно, рассчитывал на то, что со временем эти города будут заняты соответствующими израильскими коленами.

Иис. Н. 12:1-6. Прежде было записано о победах, одержанных под руководством Моисея на восточном берегу Иордана. Это были победы над Сигоном и Огом, которые имели серьезные последствия. Сигон правил землей протяженностью примерно сто сорок четыре километра с юга на север, от Ароера, на краю узкого ущелья, по которому протекает река Арнон, до условного пункта в средней части побережья Соленого (или Мертвого) моря и далее до моря Хиннерефского моря) (сравните толкование на 11:2).

Ог правил территорией, простиравшейся на север от северной границы владений Сигона примерно на девяносто шесть километров (сравните Чис. 21:21-35; Втор. 2:24 – 3:17). Вся эта земля предназначалась племенам Рувима и Гада и половине племени Манассиина (Чис. 32; сравните Иис. Н. 13:8-13). (Относительно Гессура и Мааха толкование на 13:13.)

Иис. Н. 12:7-24. В этом разделе вначале перечислены шестнадцать царей южного Ханаана (стихи 9-16), а потом пятнадцать царей северного Ханаана (стихи 17-24).

То обстоятельство, что территорией, простиравшейся примерно на двести сорок километров с севера на юг и на восемьдесят километров – с востока на запад, правило одновременно столько царей (31!), может вызвать удивление. Однако следует помнить, что цари эти управляли так называемыми городами-государствами, и власть их имела чисто местное значение.

Мы видим, как дважды они объединялись в конфедерации по инициативе царей Иерусалима (10:1-5) и Асора (11:1-5), но постоянного централизованного правления в Ханаане не существовало, это не могло не облегчить израильтянам их задачи. Что же касается значения побед, одержанных Иисусом Навином, то вот как сказал о них писатель-богослов Генри Т. Селл в 1899 году: «Никогда не велось более великой войны ради более великого дела. Битва под Ватерлоо решила в свое время судьбу Европы, а эта серия сражений в далеком от нас Ханаане решила судьбу мира».

III. Раздел Ханаана (главы 13-21)

А. Наделы двух с половиной племен (глава 13)

Итак, то, что более всего угрожало выживанию Израиля в Ханаане, было с успехом устранено Иисусом Навином ценой его военных побед. И тогда этот воин, в очень уже преклонном возрасте, взял на себя исполнение административных функций. Землю, завоеванную в кровавых сражениях, следовало поделить между племенами, и руководить этой важной операцией предстояло Навину. Конечно, дело это было менее утомительным, чем война, и более подходящим для его возраста.

Многим этот раздел книги Иисуса Навина с его подробными перечислениями границ и городов кажется скучным. Кто-то даже сказал: «Большая часть этого длинного раздела читается как документ о купле-продаже недвижимого имущества». И это действительно так: перед нами юридический документ (составленный в духе тех древних дней), в котором трактуется о территориях, отводимых каждому из двенадцати колен. Но документ этот важен, и его нельзя рассматривать как нечто несущественное или изобилующее чрезмерными подробностями.

Это был решающий момент в жизни молодого народа. После столетий, проведенных в египетском рабстве и десятилетий – в пустыне, после нескольких лет тяжелой борьбы за Ханаан, настал час, когда израильтяне смогли наконец осесть на своей собственной земле, чтобы строить на ней дома и обрабатывать эту землю, и воспитывать детей, и жить в мире… Дни наделения его землей были счастливым временем для Израиля.

1. ПОВЕЛЕНИЕ СВЫШЕ ПОДЕЛИТЬ ЗЕМЛЮ (13:1-7)

Иис. Н. 13:1а. Бог повелел Иисусу Навину разделить земли на западной стороне Иордана. Он повелел ему сделать это теперь же, потому что Навин вошел в лета преклонные. Судя по тому, что умер он в возрасте ста десяти лет (24:29), в то время ему было по меньшей мере сто.

Задача, которую Бог поставил перед Навином, включала не только овладение землей, но и распределение ее между коленами (сравните 1:6). Таким образом, Навину надо было, не откладывая, приступить к выполнению этого нового для него дела.

Иис. Н. 13:1б-7. Географическое описание земли, которую еще предстояло взять, дается с юга на север, включая земли филистимские (стихи 2-3; толкование на «филистимлян» в Быт. 21:32; царей филистимских было пять, поскольку «аввеями» назывались жители Ехрона – здесь не вполне удачный перевод на русский язык; Сихор – название реки, протекавшей в восточной части Египта) и финикийские (Иис. Н. 13:4; Меара Сидонская значит Меара финикийская; Сидон долгое время оставался главным городом финикийцев).

Земли филистимские и финикийские названы здесь Ханаанскими, но речь идет о жителях сиро-палестинского побережья. К землям, которые предстояло взять, отнесен и Ливан (стихи 5-6). Все эти территории следовало теперь распределить между девятью с половиной коленами израильскими, поскольку Бог обещал прогнать их жителей от лица сынов Израилевых (стих 6).