Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

1. СОЮЗ С ГАВАОНИТЯНАМИ (ГЛ. 9)

а. Хитрость гаваонитян (9:1-15)

Иис. Н. 9:1-2. Победы Израиля над Иерихоном и Гаем побудили всю округу к совместному выступлению против него. Первые два стиха этой главы подводят читателя к описанию южной и северной кампаний, которые даны в главах 10 и 11.

Движимые страхом, цари объединились в три группы, представлявшие три географические зоны: цари, владевшие горной частью страны (в центральной Палестине); те, что владели западными предгорьями («на равнине») и, наконец, возглавлявшие племена, которые обитали «по всему берегу великого моря» (прибрежная полоса, протянувшаяся на север, к Ливану).

Тем обстоятельством, что они оказались неспособны объединиться, как планировали, в одну, противостоящую Израилю, силу, частично объясняется успех стратегического плана Навина, который вбил клин в «спинной хребет» хананеев.

И все-таки мощные союзные группы возникли как на севере, так и на юге страны. Между ведшими племенные войны объявлено было перемирие, и вчерашние смертельные враги выразили готовность вместе противостать наступательным силам Божьего народа.

Иис. Н. 9:3. Однако не все противники Израиля расположены были к борьбе. Гаваонитяне пришли к убеждению, что им не одолеть Израиль в войне, и вот они стали искать мира с ним. Раскинувшийся в горной стране, всего в девяти примерно километрах на северо-запад от Иерусалима и на таком же расстоянии на юго-запад от Гая, Гаваон был известен как «город большой» (10:2); им возглавлялась конфедерация, в которую входили еще три соседних города (сравните 9:17).

Иис. Н. 9:4-6. Они держали совет между собой и выработали хитроумный план – послать к Иисусу Навину своих эмиссаров, замаскированных подуставших, обносившихся путников, идущих давно и издалека. И вот однажды утром в израильском стане в Галгале появилась эта странная депутация – на ослах их были нагружены ветхие и заплатанные мехи вина, а сами люди были в изношенной обуви и пропыленной одежде: хлеб, взятый ими в дорогу, зачерствел и был покрыт плесенью. Когда пришельцы подходили к шатру Иисуса Навина, то глядевшие на них израильтяне, несомненно, задавались вопросом: кто эти люди, откуда они и зачем пришли они к ним?

Отвечая на вопросы Иисуса Навина, гаваонитяне обманули его. Они сказали Навину: из весьма дальней земли пришли мы; итак заключите с нами союз.

Почему же притворились они, будто пришли из далекой страны, и предприняли целый маскарад, чтобы «доказать» это? Видимо, гаваонитянам стало известно, что Моисеевым законом евреям разрешено пребывать в мире с отдаленными городами в то время, как города семи ханаанских народов, обитавших поблизости от них, им предписывалось стереть с лица земли (Втор. 20:10-18; 7:1-2).

Иис. Н. 9:7. Не сразу убедили гаваонитяне Иисуса Навина и его приближенных; те поначалу колебались. Может быть, вы живете близ нас? – усомнились они.

Пришельцы из Гаваона названы здесь Евеями (сравните 11:19); они происходили от Ханаана, сына Хама (Быт. 10:17). Возможно, евеи – то же самое, что хорреи (в Быт. 36:2 Цивеон назван евеем, но в 20-ом стихе той же главы его называют хорреем).

Иис. Н. 9:8-13. В ответ на вопросы Иисуса прозвучала легенда, придуманная хитрыми гаваонитянами. Они говорили, что прошли большое расстояние ради того, чтобы выразить свое уважение могущественному Богу израильтян, и в надежде, что им позволят жить в мире с евреями, в подчинении у них (мы рабы ваши). Они, мол, прослышали о том, что сделал Бог для евреев в Египте (вероятно, они имели в виду египетские казни и переход евреями Чермного моря), а также о дарованных им Богом победах над Сигоном и Огом (Чис. 21:21-25; Втор. 2:26 – 3:11). Любопытно, что они, однако, не упомянули о недавних победах Израиля под Иерихоном и Гаем – потому что, если они действительно пришли из далекой страны, то не могли знать о недавно разыгравшихся здесь битвах.

Настойчиво следуя своей уловке, гаваонитяне представили свои «верительные грамоты» – заплесневелый хлеб, заплатанные винные мехи, изношенную одежду и рваную обувь.

Иис. Н. 9:14-15. Введенные в заблуждение гаваонитянами, начальники израильтян заключили с ними официальный мир, обязавшись сохранить им жизнь. Иисус и израильтяне определенно явили легковерие в этой ситуации. Но главной ошибкой было то, что они Господа не вопросили.

Считал ли Навин это дело слишком обычным и неважным, чтобы «беспокоить» им Бога? Скорее всего, так. Между тем, верующим (на все времена) дано право обращаться к Богу «по всем вопросам», полагаясь не столько на собственное суждение, сколько на волю Его (Иак. 4:13-15).

б. Раскрытие обмана (9:16-17)

Иис. Н. 9:16-17. А чрез три дня израильтяне узнали, что их одурачили, и что гаваонитяне живут всего в сорока километрах от Галгала, в самом Ханаане, а не в какой-то там далекой стране. Видимо, отряд израильских разведчиков, отправившись в путь, обнаружил, что Гаваон и три других зависимых от него города расположены поблизости от них.

в. Решение вождей (9:18-27)

Иис. Н. 9:18-19. Как же негодовали израильтяне, когда обман раскрылся! Народ хотел расторгнуть договор и уничтожить гаваонитян, но Иисус и начальники сказали, что уловка, к которой прибегли их соседи, не лишает заключенного договора силы. Соглашение это свято, потому что было скреплено клятвой во имя Господа, Бога Израилева. И расторжение его навлекло бы на народ Божий гнев. (Трагедия такого рода произошла позднее, в царствование Давида, по причине нарушения Саулом данной им клятвы; сравните 2-Цар. 21:1-6.)

Иис. Н. 9:20-27. Итак, несмотря на то, что; обязательства своего Израиль решил не нарушать, обманувшие его гаваонитяне подлежали наказанию, а именно – обращению в рабство. Отныне им предстояло рубить дрова и черпать воду… для… общества и для скинии. Можно допустить, что постоянное пребывание гаваонитян в атмосфере поклонения единому истинному Богу не проходило без благотворных последствий для них.

В конечном итоге проклятие обернулось благословением для этого племени. Сражаясь в защиту гаваонитян, Бог совершил одно из Своих великих чудес (10:10-14). А позднее в Гаваоне была воздвигнута скиния Господня (2-Пар. 1:3); еще позже некоторые из жителей этого города помогали пророку Неемии в восстановлении Иерусалимской стены (Неем. 3:7). Так действует милость Божия.