Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

2. ОСОБОЕ ПОЖАЛОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ВОСТОЧНЫМ ПЛЕМЕНАМ (13:8-33)

Иис. Н. 13:8-13. Затем Иисус Навин получил указание признать и подтвердить то, что уже было сделано Моисеем до переходе евреями Иордана. Племена Рувима, Гада и половина племени Манассиина, владея большими стадами скота, были заинтересованы в том, чтобы осесть на тучных пастбищах Трансиордании. Но лишь после того, как их мужчины изъявили согласие воевать плечом к плечу со своими братьями, чтобы покорить Ханаан, согласился и Моисей отдать им земли на восточной стороне Иордана (Чис. 32). В этих стихах дано описание трансиорданских земель (Иис. Н. 13:9-12; сравните 12:1-5).

Гессур и Мааха (уже упоминавшиеся в 12:5) не были покорены израильтянами – почему, не говорится. Все эти страны располагались на восток и северо-восток от Киннеретского моря (Галилейского).

Иис. Н. 13:14. Колено Левиино, в отличие от других племен, не получило особого надела (сравните стих 33; 14:3-4; 18:7). Взамен левитам даны были сорок восемь городов с пастбищными землями вокруг них (14:4; 21:41), соответственно указанию Моисея (Чис. 35:1-5).

Иис. Н. 13:15-32. Рувим (стихи 15-23) получил территорию, прежде принадлежавшую Моаву, на восток от Мертвого моря. Колено Гадово наследовало земли в центральной части региона, в Галааде. Наделом половины колена Манассиина (стихи 29-31) было богатое Васанское плато, на восток от Киннеретского моря.

За столетия до того, как земля была поделена, Иаков, умирая, изрек пророчество относительно своих сыновей. Скорбное предчувствие прозвучало в его пророчестве о перворожденном его – Рувиме (сравните Быт. 49:3-4; 35:22). Хотя Рувим был первенцем Иакова, и ему полагалась «двойная часть» (Втор. 21:17), ни он, ни его племя не получили ее. Только теперь, спустя более чем четыре столетия после того, как совершил свое греховное дело Рувим, наказание настигло его потомков; право первородства было передано брату его Иосифу, который и по лучил «двойную часть» -одну для Ефрема, а другую – для Манассии (Быт. 48:12-20).

Мудрой ли была настойчивая просьба двух с половиной племен позволить им осесть в Трансиордании? История, по-видимому, дала на это отрицательный ответ Их территории не имели естественных границ на востоке, а потому не были защищены от моавитян, хананеев, арамеев, мадианитян, амаликитян и других народов, которые постоянно вторгались в их земли. А когда ассирийский царь бросил свой алчный взгляд на Ханаан, эти два с половиной колена – Рувима, Гада и частично Манассии – первыми были уведены ассирийцами в плен (1-Пар. 5:26).

Иис. Н. 13:33. Богатому, но сопряженному с опасностями и бедами, наследию двух с половиной племен противопоставлено наследие колена Левиина; дважды подчеркивается в этой главе (стих 14:3-4; 18:7), что Левий не получил надела от Моисея. Но заменой земельных угодий послужил ему сан священства, прерогатива священных жертвоприношений и в конечном счете Сам… Господь, как сказано в стихе 33.

Два с половиной колена сделали свой выбор, как и Лот в свое время, на основании зрительного впечатления (сравните Быт. 13:10-11), и в конце-концов они свои наделы потеряли. В отличие от них, левиты, не просившие «части» для себя, получили наследие огромного духовного значения, а вместе с ним и все необходимое для жизни.

Б. Надел Халева (глава 14)

I. ВВЕДЕНИЕ (14:1-5)

Иис. Н. 14:1-5. После напоминания о наделах, оставленных Моисеем в Трансиордании, повествование обращается к распределению земель между остальными девятью с половиной коленами уже в Ханаане. Повторяется объяснение относительно сынов Рувимовых, сынов Гадовых и половины племени Манассии, а также относительно левитов (сравните 13:14,33; 18:7). Кроме того, уточняется метод распределения наделов в Ханаане: землю делили по жребию (14:2; 18:8; 19:51).

Господь дал наставление Моисею, чтобы каждому племени отводилась территория, пропорциональная числу людей в этом племени; место, где отводился надел, определялось, как уже сказано, по жребию (Чис. 26:54-56). В соответствии с еврейской традицией делалось это так: из одного сосуда извлекалось написанное название племени, и одновременно из другого – обозначение границ соответствующей территории. Этот метод применялся при определении наследственного удела каждого колена.

Однако не слепой случай стоял за процессом распределения земель, а Сам Бог, Который «надзирал» за всей этой процедурой (сравните Прит. 16:33). Некоторую «пристрастность», имевшую при этом место и вызывавшую недовольство и зависть одних колен по отношению к другим, следует рассматривать не как нечто случайное и несправедливое, а в контексте Божьего плана относительно Израиля и цели, которую преследовал Бог.

2. ХАЛЕВ В КАДЕС-ВАРНИ (14:6-9)

Иис. Н. 14:6-9. Наступило время тянуть жребий, и племя Иуды, которое получило надел первым, собралось в Галгале. Но еще до начала процедуры Халев, великий старец Израиля, выступил вперед и напомнил Навину об обещании, которое Господь дал ему, Халеву, сорок пять лет назад: «ему дам Я землю, по которой он проходил, и сынам его, за то, что он повиновался Господу» (Втор. 1:36).

Жизнь Халева подходила к концу, и он должен был избрать наследие свое. Что же все еще было наиболее желанным для него? В проникновенном обращении к Иисусу Навину он остановился на главном факте своей жизни, и на основании его сформулировал свою просьбу. Этот факт биографии Халева высвечивает в нашей памяти как события, происшедшие в Кадес-Варни, во время скитания евреев по пустыне, так и те, что имели место в процессе завоевания.

В начале этого отрывка о Халеве говорится как о сыне Иефонии, Кенезеянине. Согласно Быт. 15:19, кенезеи были в дни Авраама одним из ханаанских племен. Первоначально клан Халева не был связан узами Завета и не принадлежал к обществу Израильскому, как не принадлежали к нему Хевер Кенеянин (Суд. 4:17), Руфь Моавитянка (Руф. 1:1-5), Урия Хеттеянин (2-Цар. 11:3,6,24) и другие. Представляется, что кенезеи, по крайней мере, частично, присоединились к племени Иуды прежде, чем совершился Исход. Таким образом веру свою они не унаследовали – она явилась плодом их убеждения. И эту веру Халев всю свою долгую жизнь являл на практике.

Стоя перед главнокомандующим Иисусом Навином, его старый друг и сподвижник по памятной разведывательной акции (Чис. 14:6), 85-летний Халев (Иис. Н. 14:10) говорил о том давнем незабываемом дне (стих 10), когда два человека противостали другим десяти, ходившим в Ханаан (Чис. 13:3); этими двумя были он, Халев, и Иисус Навин (Чис. 13:7,9). Когда разведчики вернулись со своего задания, те десять тоже хвалили землю, но со страхом заключили, что Израилю не под силу было бы овладеть ею (Чис. 13:27-30,32).

Халев, однако, нашел в себе мужество не согласиться с ними (13:31), и когда страх, охвативший народ, стал угрожать взрывом мятежа, Иисус Навин поддержал Халева и стал убеждать народ довериться Богу, Который даст им победу (Чис. 14:6-9). За то, что Халев первым противостал малодушным лазутчикам и народу в целом в их неверии, Бог обещал ему благословение и особую награду (Чис. 4:24; Втор. 1:36).

Простым было свидетельство, произнесенное тогда Халевом перед народом (Иис. Н. 14:6-12). В тот памятный день он говорил на основании своих убеждений. Он не преуменьшал стоявшей перед ними проблемы – «великорослые люди» и их хорошо укрепленные города были реальностью. Но Халев высоко ставил Бога. По его мнению (и этим он отличался от других лазутчиков), не существовало проблем, которые могли бы превозмочь величие Бога. Халев верил в силу Божию.